01.04.2004 10:30 МСК "Музыкальная Европа": музыка Георга Фридриха Генделя и английского композитора XVIII века Кэйпела Бонда
В программе – музыка Георга Фридриха Генделя и английского композитора XVIII века Кэйпела Бонда (Capel Bond).
(Звучит Аллегро из До мажорного Концерта к оратории «Празднество
Александра» Георга Фридриха Генделя. Оркестр «Английский концерт» под
управлением Николаса МакДжигана. Трансляционная запись с генделевского
фестиваля в Гёттингене).
Бонд Кэйпел родился в декабре 1730 года в Глочестере, в семье продавца
книг. Сначала его образованием занимался его дядя – священнослужитель,
преподобный Дэниэл Бонд; в возрасте 12 лет мальчика отдали в учение
Мартину Смиту, органисту городского Собора. Смит оказался хорошим
учителем, потому что через семь лет его воспитанник - юный Кэйпел Бонд,
условно выражаясь, садится сразу на два стула –занимает пост органиста в
церквах Святого Михаила и Всех ангелов. А тремя годами позже – еще и
церкви Святой Троицы. В этой должности он скромно трудился до последних
своих дней. В Ковентри Бонд – в центре городских культурных событий. Он
принимает активное участие в деятельности местного музыкального
Общества, а также организовывает в 1768 году фестиваль музыки в
Бирмингеме.
(И вот, спустя 235 лет, на генделевском фестивале в Гёттингене
звучит музыка Кэйпела Бонда. Кончерто гроссо ми минор, первая часть.
Ансамбль «Английский концерт» Николаса МакДжигана).
Сведений о Бонде, жившем в XVIII веке в Англии, очень мало, можно
сказать, никаких. Кроме тех, которые характеризуют его как
добросовестного органиста, порядочного семьянина, способного композитора
и неутомимого организатора. Среди сочинений Бонда - ряд Кончерти
гросси, Концерты для трубы и – Гимны, популярнейший жанр в английской
музыке того времени. Гендель говорил Глюку: «Англичанам нужна во что бы
то ни стало музыка, которая марширует по прямой и которую можно
отстучать на барабане». Музыка Кэйпэла Бонда в какой-то степени
опровергает эти слова. Бонд сочинял не только бравурную фестивальную
музыку торжеств. Он был настоящим лириком, созерцателем с чутким сердцем
и ранимой душой.
(Звучит Ларгетто – из Ми минорного Кончерто гроссо Кэйпэла Бонда).
При жизни ему удалось опубликовать шесть своих Концертов для семи
инструментов и шесть Гимнов. Но он не ставил целью обессмертить себя в
веках и потому старался донести до соотечественников любую хорошую
музыку разных композиторов, устраивая на издания их нот подписку. А в
1768 году на организованном им фестивале в Бирмингеме он дирижировал
исполнением ораторий Генделя «Мессия» и «Самсон».
(«Священные мысли ободряют мою восторженную душу» - ария Цадока из
оратории Генделя «Соломон» звучит в исполнении Джона Марка Эйнсли и
оркестра «Английский концерт»).
Не случайно, что на генделевском фестивале в Гёттингене звучала музыка
таких английских современников Генделя, как Кэйпл Бонд. Композиторов,
которые учились на музыке великого Генделя и всячески помогали её
распространению в своей стране.
Кэйпл Бонд прожил 59 лет, из них последние десять лет он тяжело болел,
но продолжал сочинять и играть на органе прихожанам церквей Святого
Михаила и Святой Троицы в Ковентри. Бонда похоронили в Церкви Святого
Бартоломея и на надгробной плите высекли следующие слова: «Он был
выдающимся музыкантом и снисходительным мужем, он был постоянен в дружбе
и очень трудолюбив».
(Завершает программу Аллегро из Ми минорного Кончерто гроссо Кэйпла
Бонда. Оркестр «Английский концерт», дирижёр Николас МакДжиган).
автор: Людмила Осипова, "радио России"
01.04.2004 10:30