Группа "Музыкальные фестивали Германии"


"Музыкальная Европа": музыка Георга Фридриха Генделя и английского композитора XVIII века Кэйпела Бонда Программа приглашает радиослушателей в Гёттинген на концерты генделевского фестиваля.

 

01.04.2004 10:30 МСК  "Музыкальная Европа": музыка Георга Фридриха Генделя и английского композитора XVIII века Кэйпела Бонда

В программе – музыка Георга Фридриха Генделя и английского композитора XVIII века Кэйпела Бонда (Capel Bond).

(Звучит Аллегро из До мажорного Концерта к оратории «Празднество Александра» Георга Фридриха Генделя. Оркестр «Английский концерт» под управлением Николаса МакДжигана. Трансляционная запись с генделевского фестиваля в Гёттингене).

Бонд Кэйпел родился в декабре 1730 года в Глочестере, в семье продавца книг. Сначала его образованием занимался его дядя – священнослужитель, преподобный Дэниэл Бонд; в возрасте 12 лет мальчика отдали в учение Мартину Смиту, органисту городского Собора. Смит оказался хорошим учителем, потому что через семь лет его воспитанник - юный Кэйпел Бонд, условно выражаясь, садится сразу на два стула –занимает пост органиста в церквах Святого Михаила и Всех ангелов. А тремя годами позже – еще и церкви Святой Троицы. В этой должности он скромно трудился до последних своих дней. В Ковентри Бонд – в центре городских культурных событий. Он принимает активное участие в деятельности местного музыкального Общества, а также организовывает в 1768 году фестиваль музыки в Бирмингеме.

(И вот, спустя 235 лет, на генделевском фестивале в Гёттингене звучит музыка Кэйпела Бонда. Кончерто гроссо ми минор, первая часть. Ансамбль «Английский концерт» Николаса МакДжигана).

Сведений о Бонде, жившем в XVIII веке в Англии, очень мало, можно сказать, никаких. Кроме тех, которые характеризуют его как добросовестного органиста, порядочного семьянина, способного композитора и неутомимого организатора. Среди сочинений Бонда - ряд Кончерти гросси, Концерты для трубы и – Гимны, популярнейший жанр в английской музыке того времени. Гендель говорил Глюку: «Англичанам нужна во что бы то ни стало музыка, которая марширует по прямой и которую можно отстучать на барабане». Музыка Кэйпэла Бонда в какой-то степени опровергает эти слова. Бонд сочинял не только бравурную фестивальную музыку торжеств. Он был настоящим лириком, созерцателем с чутким сердцем и ранимой душой.

(Звучит Ларгетто – из Ми минорного Кончерто гроссо Кэйпэла Бонда).

При жизни ему удалось опубликовать шесть своих Концертов для семи инструментов и шесть Гимнов. Но он не ставил целью обессмертить себя в веках и потому старался донести до соотечественников любую хорошую музыку разных композиторов, устраивая на издания их нот подписку. А в 1768 году на организованном им фестивале в Бирмингеме он дирижировал исполнением ораторий Генделя «Мессия» и «Самсон».

(«Священные мысли ободряют мою восторженную душу» - ария Цадока из оратории Генделя «Соломон» звучит в исполнении Джона Марка Эйнсли и оркестра «Английский концерт»).

Не случайно, что на генделевском фестивале в Гёттингене звучала музыка таких английских современников Генделя, как Кэйпл Бонд. Композиторов, которые учились на музыке великого Генделя и всячески помогали её распространению в своей стране.
Кэйпл Бонд прожил 59 лет, из них последние десять лет он тяжело болел, но продолжал сочинять и играть на органе прихожанам церквей Святого Михаила и Святой Троицы в Ковентри. Бонда похоронили в Церкви Святого Бартоломея и на надгробной плите высекли следующие слова: «Он был выдающимся музыкантом и снисходительным мужем, он был постоянен в дружбе и очень трудолюбив».

(Завершает программу Аллегро из Ми минорного Кончерто гроссо Кэйпла Бонда. Оркестр «Английский концерт», дирижёр Николас МакДжиган).

 

автор: Людмила Осипова, "радио России"

01.04.2004 10:30