Группа "Музеи Германии"


Дрезденская картинная галерея

Галерея старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister) в Дрездене, также известная как Дрезденская галерея — одно из крупнейших в мире собраний живописи, входящее в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

Как и во многих монарших резиденциях, начало всемирно известному собранию было положено основанной в 1560 году Кунсткамерой (нем. — кабинет изящных искусств), где наряду с природными феноменами, изделиями ручного труда и разного рода диковинками выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи. Саксонский курфюрст Август II Сильный отлично понимал реальную цену картин и изъял из Кунсткамеры самые дорогостоящие произведения. В 1722 году состоялась инвентаризация собрания, и его выставили на обозрение придворной знати в перестроенном здании королевской конюшни.

Однако, несмотря на все труды Августа II Сильного, дрезденская коллекция получила всемирное признание лишь в 1733 году, в правление сына Августа II, саксонского курфюрста Августа III. Он, как и его отец, приобретал настоящие шедевры живописи: в 1741 году он приобрёл 268 полотен из собрания Валленштейна, в том числе «У сводни» Яна Вермеера Делфтского. Чуть позже за ними последовали многочисленные работы из королевской галерее в Праге, а в 1745 году — сто лучших картин из резиденции герцога Франческо Моденского в Дрездене, среди которых были работы Корреджо, Веласкеса, Тициана. И наконец, труды обоих курфюрстов увенчала приобретённая в Сан-Систо в Пьяченце алтарная живопись — самое знаменитое полотно в мире, известное под названием «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти.

Разразившаяся в 1756 году Семилетняя война и экономические проблемы положили конец взлёту Флоренции-на-Эльбе, как тогда называли Дрезден. Только спустя столетие город вновь собрался с силами, и было выдвинуто в городской совет решение о строительстве здания музея. Несмотря на то что под строительство было облюбовано иное место, директор Дрезденской государственной строительной школы Готфрид Земпер предложил проект дворца искусства в стиле неоренессанса, замыкающий собой и без того прекрасное пространство театральной площади. В 1847 году началось строительство здания, и уже в 1855 году состоялось его открытие. А уже в 1931 году из общего собрания выделилась ещё одна галерея — «Новые мастера», в отличие от галереи «Старые мастера». Между тем приближались годы, ставшие трагическими для культурной жизни Дрездена. Нацистами в 1937 году из собрания были изъяты многочисленные работы, в том числе полотна немецких экспрессионистов, и уничтожены как «искусство упадничества и вырождения». И хотя значительная часть работ была надёжно укрыта от налётов авиации, от бомбардировок пострадали более 300 работ. Серьёзные повреждения получило и само здание галереи Земпера.

В 1945 году советские войска вывезли из Дрездена в качестве трофеев значительную часть собрания и передали её в ленинградский Эрмитаж, московский музей им. Пушкина и другие музеи страны. Но в 1955 году состоялся торжественный визит правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику, в ходе которого Дрездену были возвращены 1240 картин. В 1956 году заново открылась часть галереи, построенной Земпером, а к 1960 году было восстановлено уже всё здание целиком, и город снова увидел лучшие произведения живописи. В целом, в галерее сосредоточено более 2/5 всей итальянской живописи.

Раздел XVI столетия открывается «Сикстинской мадонной»; необыкновенной выразительностью и живостью изображение снискало славу поистине величайшего шедевра итальянского Высокого Возрождения. К этому же времени относится «Спящая Венера» Джорджоне — творение, вдохновлявшее многих художников. В разделе живописи XVIII века есть работы Каналетто (Джованни Канале), которого Дрезденская галерея считает жемчужиной своего собрания; уроженец Венеции, художник с почти фотографической точностью передал потомкам виды тогдашнего Дрездена и его окрестностей на своих полотнах. Настоящим сокровищем галереи стало искусство фламандского барокко. Среди многочисленных творений — 19 живописных творений гения фламандского искусства Питера Пауля Рубенса. Гордостью собрания является также и раздел голландской живописи, величайшим представителем которого является Рембрандт Харменс ван Рейн. Когда в 1853 году галерея сумела завладеть наследием французского короля Луи Филиппа, взорам посетителей предстали во всём разнообразии искусство Испании в лице Эль Греко, Диего Веласкеса, Хосе де Риберы. Блистательная немецкая живопись представлена работами Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна и Лукаса Кранаха Старшего. Дрезденская галерея располагает выдающимся собранием пастелей, особое место среди которых занимает «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара. Из окон музея открывается вид на Театральную площадь, которая сама по себе является произведением искусства городского ландшафта.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2