Группа "Музеи Германии"


Музей Фриды Кало в Баден-Бадене

В Музее искусств Герке-Ремунда в Баден-Бадене состоялось открытие постоянной выставки, посвящённой твор-
честву и жизни мексиканской художницы Фриды Кало, на
которой представлены более ста лицензионных копий ее
картин. Известная художница, чья жизнь была постоянной
борьбой, когда-то написала в своем дневнике: «С радостью
жду ухода…И надеюсь больше никогда не вернуться…
Фрида». Но она вернулась к нам в своих картинах.
Ретроспектива жизни и творчества Фриды Кало в очерке
Татьяной Игнатовской.

Е е судьба очень похожа на судьбы многих известных
художников: признание и мировая популярность пришли
только после смерти. Несмотря на то, что Лувр купил один
из первых ее автопортретов еще в конце 30-х годов, единс-
твенная персональная выставка картин на родине Фриды
Кало состоялась незадолго до кончины художницы. Сейчас
ее картины очень высоко ценятся во всем мире. Но это,
наверное, единственная черта, объединяющая ее судьбу с
судьбами «товарищей по цеху». Когда знакомишься с био-
графией Фриды, смотришь альбомы фотографий, читаешь
дневник, то видишь энергичную, умную, сильную жен-
щину, которая успешно противостояла всем жизнен-
ным невзгодам.

В шесть лет она переболела полиомиелитом. Ей при-
шлось учиться ходить и утверждаться в среде сверс-
тников, имея серьезный физический недостаток (одна
нога была короче и тоньше другой). Фрида успешно
справилась с этим. Она научилась бегать, играла в фут-
бол и даже занималась боксом. Но судьба послала новое
испытание. Это произошло 17 сентября 1925 года.
Автомобиль, в котором ехала Фрида со своим другом,
столкнулся с трамваем. Травмы после аварии были
ужасными: в трех местах поврежден позвоночник, сло-
маны оба бедра, правая нога, иссушенная полиомиели-
том, была переломана в одиннадцати местах. Девушка
перенесла более 30 операций! Однако самой большой
своей трагедией Фрида назвала встречу со своим буду-
щим супругом, известным мексиканским художником,
участником коммунистического движения, Диего
Риверой. Он стал ее мужем, ее любовью, темой многих
ее картин и болью всей ее жизни.

Ф рида любила жизнь. Несмотря на физические и
моральные страдания, она искрилась юмором,
могла хохотать до изнеможения, подшучивать над
собой, развлекаться и от души кутить. И только взяв
кисть, она становилась другой. Может быть, именно
поэтому автопортреты так не похожи на ее фотогра-
фии. Ни на одном из них Фрида не улыбается. Серьезное,
даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть
заметные черные усики над плотно сжатыми чувствен-
ными губами. Когда смотришь на картины Кало, даже в
пейзажах видишь скорбный взгляд художницы. Ее глаза
— черные бездонные омуты, всегда наполнены болью.
Только стоя перед полотнами, понимаешь, что они-то и
есть настоящий дневник, хранящий ее откровения.

Ф
  рида Кало умерла от воспаления легких, через
неделю после того, как отметила свое 47-летие, во
вторник 13 июля 1954 года. У ее гроба, рядом с Диего
Риверой, стояли бывший президент Мексики Ласаро
Карденас, известные художники и писатели – Альфаро
Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.

П
  рошло более полувека после смерти художницы, но
интерес к ее судьбе, к ее картинам не угасает.
Второго февраля этого года в Баден-Бадене большими
поклонниками творчества Фриды Кало, Хансом-
Юргеном и Иоахимом Герке, а также Мариеллой
Ремунд, был открыт музей и художественная выставка
ее картин. Создатели музея смогли передать атмосферу
«голубого дома» — дома-убежища Фриды, в котором
она уединённо жила и работала до своей смерти — вос-
создав внешний вид дворика, наполнив его предметами
мексиканского национального искусства, которые так
любила Фрида.

П
осетив музей и посмотрев выставку картин, покида-
ешь его с полным ощущением, что побывал в гостях
у Фриды и познакомился с ней лично, а она приехала в
Баден-Баден, чтобы познакомиться с родиной своего
отца.   

автор: Татьяна Игнатовская