В ролях: Билл Найи, Грегор Фишер, Рори МакГрегор, Колин Ферт, Лиам Нисон, Эмма Томпсон, Крис Маршалл, Хайке Макатш, Мартин Фриман, Джоанна Пэйдж, Чиветел Иджиофор, Эндрю Линколн, Кира Найтли, Хью Грант, Мартин МакКатчин, Лора Линни, Джулия Дэвис, Алан Рикман, Родриго Санторо, Билли Боб Торнтон, Майкл Паркинсон, Роуэн Эткинсон, Ивана Милишевич, Дженьюэри Джонс, Элиша Катберт, Клаудиа Шиффер, Шэннон Элизабет, Дениз Ричардс, Томас Сэнгстер
Известный британский сценарист Ричард Кёртис, автор «Четырех свадеб и одних похорон», «Ноттинг Хилла», «Дневника Бриджет Джонс» и создатель образа Мистера Бина, сделал первый фильм в качестве режиссера. Естественно, по собственному сценарию. Cтоль же естественно, что «Реальная любовь» мало чем отличается от вышеупомянутых картин: тот же классический английский юмор, те же коллизии любви и одиночества, та же психологическая зоркость в сочетании с неумеренным изливанием мелодраматического сиропа на головы зрителей. Поскольку данное творение Кёртиса – рождественская история (точнее, букет рождественских историй), все вышеперечисленные ингредиенты даны в особенно концентрированном виде.
Начало фильма совпадает с его концовкой: всем нужна любовь, мир держится на любви, любовь универсальна и т. д. и т. п. Поскольку проговаривается это все довольно долго и обстоятельно, время от времени начинаешь скучать, но когда Кёртис переходит от философских обобщений, в которых явно не силен, непосредственно к делу, просмотр становится гораздо веселее.
Собственно, сюжет в фильме не один – их девять, и внешне связаны они только родственными и дружескими отношенями героев. Сами сюжеты довольно разноплановы и различаются по чувственной гамме: есть более ироничные, есть более печальные. История британского премьер-министра (Хью Грант), влюбившегося в свою секретаршу, почти юмористична: когда в процессе англо-американских переговоров президент Штатов (Билли Боб Торнтон) пытается облапать неопытную девицу, премьер Грант выступает с резкой антиамериканской речью перед журналистами, обвиняя США в насилии и мировой экспансии. И так благодаря смешному горе-романтическому порыву становится национальным героем. (Другой «англо-американский» сюжет – о простом британском парне, которому решительно не везет с англичанками и который мечтает поехать куда-нибудь в штат Монтана, где его в каждом баре наверняка поджидает пара-тройка горячих аборигенок, которые к тому же настолько бедны, что все спят на одной кровати и не могут накопить денег на ночные сорочки.)
Не менее юмористична история двух актеров, снимающихся в порнофильме: в процессе имитации любимых публикой страстей они обсуждают погоду и качество городского транспорта, а после работы никак не могут решиться пригласить друг друга на свидание. К разряду веселых принадлежит и история одинокого старого рокера (блестяще сыгранного Биллом Найи), всю жизнь говорящего нелицеприятное о своем одиноком старом толстом менеджере, но в Рождество понимающего, что толстый менеджер – человек, который один ему по-настоящему дорог. Это единственный сюжет, где речь идет исключительно о дружбе – в старом, традиционном понимании этого слова.
Другие истории более мелодраматичны. Писатель влюбляется в домработницу, уроженку Португалии: она не знает английского, он – португальского, но они словно бы понимают друг друга, говоря почти об одном и том же (российскому зрителю этот прием должен быть очень хорошо знаком по фильмам Александра Рогожкина). В конце концов писатель приезжает в Португалию просить руку и сердце вернувшейся домой Аурелии, родня которой готова ему еще за это приплатить, хотя и боится, что англичане едят своих жен.
Сотрудница фирмы, два года вздыхающая о сослуживце, но общающаяся в основном со своим психически больным братом. Любовный треугольник, углы которого – ее начальник, его жена и его сотрудница. Тайно влюбленный в невесту друг семьи, чей секрет раскрывается, когда находят кассету с видеозаписью свадебной церемонии: оказывается, организатор торжества запечатлел на пленке только жену друга и никого больше. Вдовец, недавно потерявший жену и пытающийся вытащить из депрессии себя и 11-летнего сына, но неожиданно обнаруживающий, что сын опечален не из-за смерти матери, а из-за того, что влюблен. Все эти персонажи проходят перед нами, образуя своеобразный калейдоскоп, чередуясь и перемешиваясь в произвольном порядке. Фильм, надо сказать, вполне неглупый, временами приятно-трогательный, временами отменно-смешной («Дети, не покупайте наркоту, лучше занимайтесь музыкой: когда вы станете рок-звездами, наркота будет доставаться вам даром»), с прекрасным актерским составом (Алан Рикман, Лиам Нисон, Билл Найи и др.). Однако назидательность и переслащенность, особенно всеобщая оргия возвышенной и счастливой рождественской любви в конце, вряд ли позволят записать режиссерский дебют Ричарда Кёртиса в разряд мировых шедевров.
автор: Vlad Dracula