Корреспондент «КП» Андрей Рябцев выяснял, что для немца в России хорошо и что для русского в Германии - смерть
ДОСЛОВНО
«Постичь «русский экстрим» и жить по его правилам. Смеяться, а не ныть. Шутить, а не жаловаться. Подмигивать с дружеской улыбкой, а не поучать с умным видом. Воспринимать реальность как абсурд, а не приходить в ужас и отчаяние. Радоваться минимуму, а не рассчитывать на максимум. Качества, которыми мы, немцы, не блещем. Нам нужно срочно заново учиться им у русских. Учиться у русских - означает учиться невозмутимости, искусству смирения с действительностью...»
Борис Райтшустер. Из предисловия к книге «Русский экстрим».
Немец Райтшустер наблюдает за Россией с 1991 года. Ехал сюда к возлюбленной. Но чувство к женщине со временем растаяло. А вот Россия, как признается сам Борис, его сердце покорила навсегда. Недавно глава московского бюро журнала «Focus» написал уже пятую книгу о нашей стране - «Русский экстрим». Что же такого экстремального обнаружил Райтшустер на необъятных просторах? Наш корреспондент спросил это у самого автора.
- Борис, написали страшилку для европейцев, да? Даже перевода на русский нет...
- Когда я только приехал в Россию, для меня было ужасным то, что лифт, например, не работает. А затем я понял, что начинаю это любить. Теперь уже в Германии русского экстрима мне не хватает. Возвращаешься на родину, два-три дня, и уже начинаешь скучать по настоящей жизни.
- По неработающему лифту, что ли?
- Нет. Тут разница между Германией и Россией, как между зоопарком и джунглями. В зоопарке тебе приносят еду, каждый день чистят вольер, воздух фильтруют. Если заболеешь, вылечит врач. Скучно! В зоопарке вы будете нормально жить, если не узнаете джунглей: запахи, цветы, за каждым углом что-то новое, интересное. Но, с другой стороны, вам еду гарантированно не подадут. Там бывают и хищники.
- Нам во времена СССР рассказывали про капиталистические джунгли...
- Ну вот, а для меня сегодняшняя Россия - это джунгли. Немцам есть много чему у русских поучиться.
О борьбе с фонарями
- Учиться, как выживать? Но зачем?!
- Нет. Русскому подходу: ко всему подходить с юмором. У меня есть учитель русского экстрима - наш фотограф Игорь Гаврилов. Он приехал в Германию к нам в гости, встречается первый раз с моим отцом, водку ему наливает. Папа отказывается, говорит, что вообще не пьет. Игорь спрашивает: «Что, завязали? Болеете?» Папа отвечает: «В молодости я стал свидетелем того, как пьяный человек врезался в фонарь, был ранен, в ужасном состоянии...» Игорь говорит: «Вы всю жизнь прожили зря, потому что сделали неправильные выводы. Не надо было бороться с водкой, надо было бороться с фонарями».
- Да уж, узнаю «русский стиль»...
- Вот и Игорь говорит: у нас в России свобода. А то, что у нас на улицах темно, - это все ваша пропаганда. Это мы боремся с фонарями, обеспечиваем своим гражданам свободу.
«По мелочи с ума сходят»
- То есть немцам не хватает русского разгильдяйства. Вы же это называете экстримом?
- Немцам не хватает эмоций! Я родителям рассказываю, что вот, ездил в Чечню, что это опасно. А мама мне говорит: «Мы заказали новый диван». «В Чечню опять собираюсь ехать», - говорю я. А мама продолжает: «Заказывали с конским волосом, а привезли из пластмассы, я не знаю, что делать. Такой ужас!» Немцы во многом искусственно создают заботы, по мелочи с ума сходят. Моя бабушка, например, каждый день, даже в отпуске, вставала в семь часов утра, чтобы вынуть газету из ящика.
- Зачем?
- Чтобы никто из соседей не думал, что она ленива.
- Ну, таких чудаков и в России полно!
- Или вот еще случай. Все тот же фотограф Игорь приехал к моему бывшему учителю в Германию покупать машину. Огромный «Мерседес», 6 цилиндров, 200 лошадиных сил. А учитель ездит на нем со скоростью 30 км/ч. Во-первых, Игорь удивился, что переоформил машину за полчаса. Потом сел за руль, немец рядом. Разогнался до 80 км/ч. На красном тормозит. Немец в ужасе! Оказалось, тот Игорь передними колесами чуть-чуть переехал линию перед светофором. Кончилась омывающая жидкость. Немец побелел: я честен, я ее в мастерскую отдавал, перед тем как продать! Дальше оказалось, что он даже не знает, как открывать капот и куда заливать омывающую жидкость. Чувствуете, как сталкиваются две абсолютно разные традиции?
Путешествие во времени
- Ага, обустроенность немецкой жизни - это скучно, а наша необустроенность - это весело, это экстрим. Так по-вашему?
- Нет, не весело. Но впечатляет, как русские с этим справляются и при этом не падают духом. Впечатляет эмоциональность и душа. Хотя, увы. Россия за годы, что я здесь, сильно поменялась. Вы стали более западными. Больше вежливости, сервис лучше, можно все купить. В материальном плане жить стало удобнее, Москва в потреблении нас даже обгоняет. Это, наверное, из-за голодных десятилетий. На Западе уже как-то наелись. Поколение моего отца, послевоенное, тоже такое. Очень материальное.
- А с человеческой точки зрения? Люди у нас меняются?
- Многое хорошее сейчас уходит.
- Например?
- В 1990 году я впервые приехал в Россию. Полгода я жил в Люберцах у не знакомой мне женщины. Мои друзья познакомились с ней в больнице. Просто попросили: немец приедет, пустишь? Она ни копейки за это не взяла.
- Да, сегодня такое невозможно. В Москве-то уж точно...
- Иногда поездка из Москвы в регионы - как путешествие во времени. Те же магазины, как в середине 90-х, еще советское отношение, отсутствие сервиса. Но там остались сердечность, гостеприимство. Немецкие туристы с этим мало сталкиваются. Жаль.
«Пропагандой здесь занимаетесь!»
- Но вы-то уже не турист. Как обычный москвич, наверное, вместе со всеми в пробках стоите?
- У нас в Мюнхене пробка, когда народ едет на работу и когда возвращается с нее. В остальное время вы спокойно можете передвигаться. А в Москве пробки круглосуточно. Но в Германии магазины уже в 8 вечера закрываются. Единственное место, где можно закупиться, - на заправках, за городом. Меня это бесит!
- Обрусели вы, Борис, обрусели. Кстати, а с гаишниками нашими сталкиваетесь?
- Скорость, конечно, превышаю. Но не сильно, километров на 20. А гаишникам деньги не даю.
- В чем секрет?
- Поначалу, пока делал вид, что по-русски не говорю, не брали. А сейчас стараюсь отшучиваться. Русский юмор помогает.
- А нам вот не до смеха, например, когда машину эвакуируют...
- В Германии это немыслимо! У меня у знакомой в Москве машину эвакуировали. Приехали забирать. А там очередь - человек сто. Сотрудники выходят, курят. Они так медленно это делают - невыносимо! После часа я уже не выдержал. Говорю: что за безобразие, и вообще у нас в Германии такого нету.
- И гаишники прониклись?
- Что было! Пропагандой здесь, говорят, занимаетесь! Почему я неправильно поставил машину, как я смею?!
- Это гаишники так говорят?
- Нет! Простые люди, которые со мной в очереди стояли. Вот что самое странное!
«Надо с головы начинать»
- Вступились, значит, за родных бюрократов?
- Меня удивляет позиция русских: «Если ты возмущаешься, значит, ты дурак!» Мой друг хотел честно права получить, а инструктору надоело с ним заниматься, говорит: «Давай плати, а экзамен тебе так поставят». Друг объясняет: «Я хочу действительно научиться водить». Но инструктор настоял на своем. Друг получил в итоге права. Но на экзамене даже не смог тронуться с места.
- И таких ездунов у нас больше половины, наверное...
- Тут проблема системы, я думаю.
- А как нам, по-вашему, можно эту систему изменить?
- Надо с головы начинать.
- В смысле - с руководства?
- Нет, с головы каждого простого человека. Знакомый на вечеринке, он милиционер, садится пьяный за руль и едет. И всем весело - какой крутой, что он это может себе позволить! Я думаю, проблема не в том, что в России коррупция. Проблема в том, что коррупция считается нормой, стала образом жизни. Чтобы изменить это, нужно много времени. Не 10 и не 20 лет... Но насколько у вас на закон плюют, настолько у нас соблюдение закона доходит до абсурда. Надо четко следовать даже самым тупым правилам. Вот, например, эмансипация...
«Красивая женщина - это подозрительно»
- А вы сами женаты?
- Разведен. Жена бывшая, кстати, русская. Я из-за нее в начале 90-х в Россию приехал. она теперь в Германии живет, а я почти постоянно здесь.
- Как студенты - по обмену... Но с русскими женщинами-то общаетесь?
- Конечно, общаюсь! У меня была русская подруга, которая хотела выйти за иностранца. Она переехала в Германию и через полгода написала мне оттуда отчаянное письмо: здесь не мужчины, они пальто не могут подать. На свидании надо оплачивать свой счет. Они посуду моют! Какие это мужчины? Русским женщинам хочется галантности и мягкости западного мужчины. А с другой стороны - в нем не хватает мужского начала.
- Но вы-то это мужское начало уже приобрели?
- Мы готовили материал про модельные агентства. Общались с красивыми женщинами. Они сначала думали, что я «голубой», потому что я не пристаю. А для немецких женщин я уже во многом жуткий мачо: вино наливает, может предложить заплатить. Это же ужас! Оплатил мой заказ! Что за приставания?!
- А почему так?
- В Германии есть стереотип, что женщина или красивая и глупая, или умная, но страшная. У нас часто считают, что не надо красоту показывать. Женщины не хотят казаться глупенькими. Красивая женщина - это подозрительно. А в России много женщин, которые очень красивые и одновременно очень умные. Но есть женщины, которые на первый взгляд не красавицы, но настолько женственные, умные, что могут быть даже гораздо более красивыми. Это еще очень распространено во Франции.
- А в России нет перебора с короткими юбками, с ярким макияжем?
- Да, бывает. Есть такой тип - те, кто ищет спонсоров. У нас это тоже есть. После войны в Германии их было много. Не думаю, что это свойственно только для вашего народа... А вообще Россия в основном на плечах женщин и держится. Мне кажется, что женщины более серьезно к жизни относятся, более зрело.
Загадочный русский кризис
- Вас не шокирует то, с каким размахом у нас тратят деньги?
- Мои русские друзья не понимают, как я могу ездить на старой машине. Они последние деньги потратят, залезут в долги, чтобы купить новую, по возможности «Мерседес». А я мог бы не один «Мерседес» себе позволить. Но зачем? Я лучше поеду на метро, потому что мне так удобнее.
- А кризис у нас и в Германии чем отличается?
- Это поразительно! У нас цены падают. А у вас растут! Я в любимом ресторане в Москве заказываю все меньше, а счет приносят все больше. Каждую неделю цены увеличиваются!
- И посетителей меньше не становится...
- Да-да! Знакомые летали на Гоа, самолеты полные! Это, наверное, русская ментальность. Немец будет экономить, сидеть и ждать, сокращать расходы. В России кризис: «О, значит, деньги надо расходовать, мало ли что будет завтра».
- А вы здесь стали больше тратить?
- По немецким понятиям я ужасный мот, а по русским - все еще прижимистый. Цены у вас в два-три раза выше, чем в Германии, а зарплаты средние в России в три раза ниже. Это для меня загадка. И еще странно: у вас в бассейнах, ресторанах очень мало стариков. Москва - город молодых. У нас в Германии в кафе две трети мест заняты пенсионерами.
- Вы же сами эту странность разгадали, когда говорили о разнице зарплат. И пенсий... Борис, а у вас есть любимые русские поговорки?
- Да, много. Как это... «Вскрытие покажет». Люблю говорить «не дождетесь», когда спрашивают, как здоровье. «А в тюрьме сейчас макароны». Или вот: «Нам, татарам, все равно!» Ну а любимое, конечно: «Что русскому хорошо, то немцу - смерть!»
источник: http://www.kp.ru/daily/24374.3/555655/