Группа "England. History and geography"


Англия XVIII век

Богатый событиями XVIII в. принес перемены и в государственно-политическом отношении. В период правления трех Георгов из Ганноверской династии Англия все больше склоняется к парламентскому типу правления, который отныне будет определять политическую жизнь: по сравнению с палатой лордов палата общин играет более активную роль, в частности при голосовании вопросов, связанных с налогами. Новые ткацкие и типографские станки появляются в конце XVIII в. Строится первый мост из металлоконструкций. Революционным явилось изобретение Уаттом первой паровой машины; уголь, богатые залежи которого имелись в Англии, становится основным источником энергии. Развиваются и пути сообщения, в то время как вокруг мануфактур строятся рабочие кварталы. В 1811 г. население Англии достигает 10 млн. человек. К этому времени состояние английской экономики вполне удовлетворительно, зато в социальной сфере положение безрадостное: заработная плата у рабочих низкая, да и постоянная угроза безработицы не способствует улучшению условий жизни. В 1837 г. на трон вступает юная восемнадцатилетняя королева Виктория; ей суждено править страной шестьдесят четыре года. Виктория укрепляет монархию и усиливает роль парламента. Начало ее правления связано с успехами движения за свободную торговлю. Зарождается профсоюзное движение. Министр Дизраэли в 1867 г. проводит в парламенте голосование «Акта о реформе», предоставляющего избирательное право средним классам и высокооплачиваемым рабочим. В 1868 г. проводится несколько реформ демократического толка. Премьер-министр Гладстон преобразует юридическую систему, систему образования, армию. Социальная несправедливость постепенно смягчается. Запрещен женский труд в горнодобывающей промышленности, рабочий день для женщин ограничен 10 часами. Принимаются более гуманные законы в отношении рабочих. Викторианская эпоха отмечена процветанием, какого Англия не знала никогда прежде. Страна становится первой мировой державой. Относительно экономического развития следует отметить следующее. В 1830-х гг. утвердилась фабричная система производства. Быстро растет тяжелая индустрия, особенно металлургия. В 1825 г. была открыта первая в мире железная дорога (для перевозки угля) между Стоктеном и Дармегтоном. В середине XIX в. Великобритания сохраняла свое ведущее место в мировой экономике, становится наиболее могущественной промышленной страной мира, его «мастерской». В 1830–50-е гг. развернулось первое массовое движение пролетариата – чартизм. В 1868 был создан Британский конгресс тред-юнионов. В этот период утверждается господство буржуазии, интересы которой стала выражать либеральная партия, образованная на основе партии вигов. Тори - консервативная партия, представляла интересы крупных землевладельцев, тесно связанных с финансовыми магнатами, переживала кризис. В свою очередь крепнущее рабочее движение создало в 1900 г. свою рабочую партию - лейбористскую, которая, однако, с самого начала попала под влияние реформистских лидеров тред-юнионов. Интенсивный вывоз капитала в колонии давал большие прибыли, но в тоже время тормозил промышленное развитие страны. Великобритания стала все более приобретать черты государства - рантье и уступать техническое превосходство в промышленности новым индустриальным державам - США и Германии.