Лондон — крупнейший центр авиаперевозок в мире (в 2005 году услугами его 6 аэропортов воспользовались почти 150 миллионов человек). Аэропорты (от самого большого до самого маленького) — Хитроу, Гэтвик, Станстед, Лутон, Лондонский городской и Биггин Хилл (не обслуживает обычные рейсы). Аэропорты Хитроу и Гэтвик обслуживают дальние, европейские и внутренние рейсы; аэропорты Станстед и Лутон — в основном европейские и внутренние рейсы эконом класса, а Лондонский городской аэропорт — бизнес-рейсы на короткие расстояния и внутри страны. Ближайший к центру Лондонский городской аэропорт находится примерно в 10 км к востоку от Лондонского Сити в деловом районе Доклэндс. Ветка ДЛЖД, позволяет доехать от аэропорта до Сити менее чем за 25 минут. Два других аэропорта, расположенных на краю города в пределах границы Большого Лондона: Биггин Хилл (примерно в 23 км к юго-востоку от центра) и главный лондонский аэропорт Хитроу (в 20-25 км от центрального района Лондона). Хитроу, обслуживающий около 70 миллионов пассажиров в год, является самым загруженным аэропортом Европы. Две взлетно-посадочные полосы и пять пассажирских терминалов аэропорта (пятый терминал стоимостью 4 миллиарда £ открыли в 2008 году) расположены на западной границе города в лондонском районе Хиллингдон (Hillingdon). Он связан с центром Лондона специальным железнодорожным сообщением «Хитроу Экспресс», местной железнодорожной веткой «Хитроу Коннект» и линией Пикадилли Лондонского метрополитена. Кроме того, мимо него проходят магистрали M4 и M25. Аэропорт Гэтвик, расположен в графстве Суссекс менее чем в 40 км к югу от центрального Лондона (в некотором отдалении от городской границы). Аэропорт, имеющий только одну взлетно-посадочную полосу и два терминала, обслуживает примерно 30 миллионов пассажиров ежегодно, выполняя внутренние, ближние и дальние рейсы. Аэропорт связан с Лондоном посредством железнодорожных линий «Гэтвик Экспресс» (Gatwick Express), «Темзлинк» и «Саутерн», а также магистрали M23. Станстед — самый отдаленный от Лондона аэропорт, расположенный в графстве Эссекс примерно в 50 км к северу от центра города. Аэропорт, имеющий одну взлетно-посадочную полосу и один терминал, обслуживает примерно 20 миллионов пассажиров ежегодно, выполняя в основном короткие и внутренние туристические рейсы. Он связан с Лондоном посредством железнодорожных линий «Станстед Экспресс» (Stansted Express) и магистрали M11.Аэропорт Лутон, распложенный примерно в 45 км к северо-западу от Лондона, связан с городом посредством магистрали M1 и железнодорожного сообщения компании «Фест Кэпитал Коннект», поезда которого отходят от соседней станции Лутон Эйрпот Паркуэй. Он имеет один терминал и довольно короткую взлетно-посадочную полосу и, как аэропорт Станстед, обслуживает в основном короткие туристические рейсы эконом класса. Аэропорт Норхолт Королевских военно-воздушных сил (RAF Northolt) в западном Лондоне обслуживает частные самолеты, а Лондонская вертолетная станция (London Heliport) в Баттерси (Battersea) — частные вертолеты. Кроме того, существуют аэропорты Кройдон и Биггинг Хилл, а также Аэродром Фарнборо (Farnborough Airfield). Аэродромы в Саутенде и Лидде (Lydd), переименованные в Аэропорт Саутенд и Аэропорт Эшфорд, в настоящее время обслуживают небольшое количество рейсов. Международный аэропорт Кент (Kent International) когда-то назывался Лондонский аэропорт Манстон (London Manston). Лондонский аэропорт Хитроу, расположенный в лондонском районе Хиллингдон, является самым крупным загруженным аэропортом Великобритании. Это — третий в мире аэропорт по плотности пассажиропотока, который обслуживает большую часть международных пассажирских рейсов. Аэропортом Хитроу (а также 6 другими британскими аэропортами) владеет и управляет компания «Би-Эй-Эй» (BAA), которая, в свою очередь принадлежит международному консорциуму во главе с компанией «Спэниш Ферровиал Груп» (Spanish Ferrovial Group). Хитроу — главный авиационный узел компаний «Бритиш Эйрвэйз», «би-эм-ай» (bmi) и «Верджин Атлантик» (Virgin Atlantic). Первоначально в аэропорту Хитроу, расположенном в 22 км к западу от Центрального Лондона, было шесть взлетно-посадочных полос. Но в настоящее время он имеет только две параллельные основные взлетно-посадочные полосы, пролегающие с востока на запад, а также пять терминалов. Площадь территории аэропорта составляет 12,14 км2. Терминал 5, официально открытый королевой Елизаветой II 14 марта 2008 года, принял первых пассажиров 27 марта 2008 года. Строительство терминала Хитроу Ист (Heathrow East) на месте терминала 2 и Здания Королевы (Queen’s Building), начавшееся в 2008 году, планируют завершить к 2012 году. Кроме того, будут отремонтированы Терминалы 3 и 4. В ноябре 2007 года начался процесс согласования плана постройки новой третьей взлетно-посадочной полосы. 15 января 2009 года проект был одобрен британским правительством. Аэропорт Хитроу имеет Лицензию на общественное пользование аэродромом Управления гражданской авиации (CAA Public Use Aerodrome Licence) (Номер P527), которое дает право осуществлять рейсы пассажирским и учебным самолетам. Расположение Хитроу расположен в 22 км к западу от центрального Лондона рядом с южной границей лондонского района Хиллингдон (теперь в историческом графстве Миддлсекс). Он находится на участке, который должен был стать частью Лесопарковой зоны столицы (London Metropolitan Green Belt). На севере аэропорт граничит с районами Харлингтон (Harlington), Хармондсуорт (Harmondsworth), Лонгфорд (Longford) и Кранфорд (Cranford). На востоке — с районами Хаунслоу и Хаттон, на юге — с районами Ист Бедфонт (East Bedfont) и Стануэлл (Stanwell). На западе магистраль M25 отделяет аэропорт от Колнбрука (Colnbrook) в графстве Беркшир (Berkshire). Аэропорт расположен к западу от Лондона, а его взлетно-посадочные полосы проходят с запада на восток, поэтому все самолеты обычно заходят на посадку прямо над городом. Другие крупнейшие аэропорты Европы (такие как аэропорты Мадрида, Франкфурта и Парижа) расположены в южной или северной части города, поэтому они не имеют подобных проблем. Другой недостаток аэропорта — его низкое расположение над уровнем моря (25 метров), а также постоянно возникающие туманы. Хитроу сегодня Ежегодно Хитроу обслуживает 67 миллионов пассажиров. Больше всего пассажиров летит до Нью-Йорка. В аэропорту действуют 5 пассажирских терминалов (Терминалы 1, 2, 3, 4 и 5) и один грузовой. Строительство всех зданий Терминала 5, открытого 27 марта 2008 года, будет полностью завершено в 2010 году. Изначально в Хитроу было шесть взлетно-посадочных полос (расположенных тремя парами под различными углами) с пассажирским терминалом в центре. В связи с появлением новых требований, предусматривающих увеличение необходимой длины взлетно-посадочных полос, в настоящее время в Хитроу остались только две параллельных взлетно-посадочных полосы, направленные с востока на запад. Взлетно-посадочная полоса 23 в 2005 году перестала функционировать и теперь является частью рулёжной дорожки. В 2006 году для обслуживания нового авиалайнера «Аэробус A380» (Airbus A380) за 105 миллионов £ переоборудовали Пирс 6, Терминала 3, за 340 миллионов £ перестроили аэродром и недавно открытый Терминал 5. Первый тестовый рейс авиалайнера A380 в Хитроу состоялся 18 мая 2006 года. Из-за удлинения сроков производства самолетов регулярные вылеты из Хитроу стали совершаться только с 18 марта 2008 года. Новый 87-метровый командно-диспетчерский пункт стоимостью 50 миллионов £, введенный в эксплуатацию 21 апреля 2007 года, был официально открыт 13 июня 2007 года министром транспорта Дугласом Александером (Douglas Alexander). За охрану аэропорта отвечает отдел авиационной безопасности Лондонской полиции (Metropolitan Police). Кроме того, иногда для усиления безопасности к аэропорту перебрасывают армейские подразделения. Из-за многочисленных краж Хитроу часто называют ’Thiefrow («воровской ряд»). В Аэропорту Хитроу есть представители различных религий и конфессий — англиканской, католической и Свободной шотландской церквей, а также ислама, сикхизма, индуизма и иудаизма. В каждом терминале имеется помещение для молитв. Кроме того, проводятся христианские богослужения в Часовне Святого Георгия, расположенной в подземном бункере недалеко от старой диспетчерской вышки. Священнослужители собирают пассажиров и в определенное время отводят их в молитвенные комнаты. По вторникам и средам в часовне проходят англиканские службы, ежедневно проводятся службы католической и шотландской церквей. В аэропорту Хитроу есть собственная пресс-служба, которая состоит из шести фотографов и одной съемочной группы, предоставляющих информацию всем главным газетам и телевизионным станциям мира. Обслуживание полетов Самолеты, направляющиеся в Хитроу, обычно входят в его воздушное пространство через один из четырех контрольных пунктов: Бовингдон (Bovingdon) (BNN) над Хартфордширом, Ламбурн (Lambourne) (LAM) над Эссексом, Биггин Хилл (BIG) над Бромли и Окхэм (Ockham) (OCK) над Сурреем. Положение каждого самолета определяется по радионавигационному маяку РМА (VOR). Когда аэропорт перегружен, станция РМА направляет самолет в зону ожидания посадки. Контрольные пункты находятся соответственно на северо-западе, северо-востоке, юго-востоке и юго-западе Большого Лондона. После этого авиадиспетчеры диспетчерской службы захода на посадку Хитроу ведут самолет к посадочной прямой, переводя его от четырех контрольных пунктов в общий поток движения. Широко используется метод захода на посадку с непрерывным снижением, позволяющий минимизировать воздействие на окружающую среду прибывающего самолета. Как только самолет вышел на прямую посадочную, контроль над ним переходит к операторам диспетчерской вышки Хитроу. Поскольку самолеты создают намного больше шума при взлете, чем при посадке, рейсы в западном направлении отбывают в основном в дневное время. Поэтому, чтобы снизить шумовой фон в густонаселенных районах, самолеты взлетают в западной части Лондона, а садятся в восточной. Ночные рейсы в Хитроу производятся с соответствующими ограничениями. С 23.00 до 7.00 самым шумным самолетам (с коэффицентом шума QC/8 и QC/16) запрещено взлетать или садиться. Кроме того, с 23.30 до 6.00 утра действуют три ограничения: Ограничение числа разрешённых полётов; Система Quota Count, ограничивающая уровень допустимого шума и позволяющая операторам производить большее количество взлётов-посадок менее шумных самолётов; Добровольный отказ от обслуживания ночью самолетов с уровнем шума QC/4. Регулирование полетов Стоимость посадки самолетов авиакомпаний в аэропорту Хитроу строго регулируется компанией «Би-Эй-Эй», владеющей тремя главными аэропортами Лондона и занимающей монополистическую позицию, а также Управлением гражданской авиации (Civil Aviation Authority (CAA)). До 1 апреля 2003 года максимальное ежегодное увеличение сбора за посадку (на каждого пассажира) равнялось уровню инфляции минус 3 %. С 2003 по 2007 год сумма сбора равнялась уровню годовой инфляции плюс 6,5 % (в 2007 году за каждого пассажира взимался сбор в размере 9,28 £). В марте 2008 года Управление гражданской авиации объявило, что с 1 апреля 2008 года сбор будет увеличен на 23,5 % (12,80 £), а в следующие 4 года — ежегодно на 7,5 %. Терминалы Терминал 1 Построенный в 1968 году, был официально открыт королевой Елизаветой II в мае 1969 года. В 2005 году завершились работы по его модернизации и реконструкции, в том числе строительство нового Восточного участка (Eastern Extension), увеличение в два раза площади зала вылета и создание дополнительных рекреационных и торговых залов. Терминал 1 обслуживает большую часть рейсов Хитроу в Ирландию и британские города, а также некоторые дальние и европейские рейсы. Терминал 2 Самый старый терминал Хитроу, открытый в 1955 году под названием «Здание Европы» (Europa Building). Терминал 2 и примыкающее «Здание королевы» (Queens Building) планируют демонтировать, и к 2010 году на их месте построить новый комплекс сооружений «Хитроу Ист Констракшн» (Heathrow East Construction). Терминал 3 Открытый 13 ноября 1961 года под названием «Терминал океана», обслуживал вылеты пассажиров дальних рейсов. В это время со взлетной площадки, расположенной на крыше терминала, осуществлялись прямые вертолетные рейсы в Центральный Лондон. «Терминал океана», в 1968 году переименованный в Терминал 3, в 1970 году расширили, пристроив зал прилета. Также были сделаны и другие усовершенствования, в том числе первые в Великобритании движущиеся дорожки. В 2006 году закончилось строительство нового Пирса 6 стоимостью 105 миллионов £, предназначенного для обслуживания «Аэробусов» A380. Теперь «Аэробусы» A380 компаний «Сингапур Аэйрлайнз» (Singapore Airlines) и «Эмирэйтс Эйрлайн» (Emirates) совершают регулярные рейсы от Терминала 3. В 2007 году завершилась реконструкция передней площадки Терминала 3, предусматривавшая строительство новых четырех линий для высадки пассажиров и большой пешеходной зоны, покрытой навесом до входа в терминал. Эти работы по усовершенствованию терминала проводились для повышения комфорта пассажиров, уменьшения пробок и усиления безопасности. Компании «Би-Эй-Эй» также планирует в течение следующих десяти лет модернизировать остальную часть терминала, потратив на это 1 миллиард £. Терминал 4 Расположенный к югу от южной взлетно-посадочной полосы рядом с грузовым терминалом, связан с Терминалами 1, 2 и 3 Грузовым тоннелем Хитроу (Heathrow Cargo Tunnel). До 2008 года терминал обслуживал в основном самолеты компании «Бритиш Эйрвэйз», но с 2009 года он станет главным терминалом авиакомпаний альянса «СкайТим» (SkyTeam). Когда с 2008 года большую часть рейсов компании «Бритиш Эйрвэйз» стали обслуживать на Терминале 5, Терминал 4 модернизировали за 200 миллионов £, поэтому теперь он может обслуживать рейсы 45 авиакомпаний, оставаясь основным терминалом альянса «СкайТим». Переднюю площадку реконструировали, чтобы уменьшить пробки и усилить безопасность. В конце 2009 года откроют расширенный зал регистрации, а также отремонтируют пирс терминала и залы вылета. Кроме того, будут построены две новые стоянки для «Аэробусов» A380 и новая система обработки багажа. Терминал 5 Расположенный между северной и южной взлетно-посадочными полосами на западной границе территории аэропорта, был открыт королевой Елизаветой II 14 марта 2008 года примерно через 19 лет после начала его строительства. В первые две недели работы терминала возникло множество проблем с его программным обеспечением и обслуживающим персоналом, которые привели к отмене более чем 500 рейсов. Новый терминал стоимостью 4,3 миллиарда £ состоит из четырехэтажного главного здания (Зал A) и двух вспомогательных сооружений, соединенных с главным терминалом подземным транспортным сообщением. В первом вспомогательном сооружении (Зал B) находятся специальные стоянки для «Аэробусов» A380. Зал C, который в настоящее время находится в стадии строительства, планируют открыть в 2010 году. Всего Терминал 5 имеет 60 стоянок для самолетов и способен обслуживать 30 миллионов пассажиров в год. Кроме того, в нем размещается более 100 магазинов и ресторанов. Для обслуживания увеличившегося потока пассажиров существенно расширили транспортную сеть вокруг аэропорта. Была проложена специальная подъездная дорога (от участка магистрали M25 между развязками 14 и 15 до терминала), а также организована многоэтажная автостоянка на 3 800 мест. Более отдаленную автостоянку длительного хранения, предназначенную для пассажиров бизнес-рейсов, соединят с терминалом отдельной высокоскоростной линией, которую откроют в 2009 году. Новые ветки «Хитроу Экспресс» и линии метрополитена Пикадилли будут проходить через новую станцию Хитроу Терминал 5 (Heathrow Terminal 5). Терминал Хитроу Ист В ноябре 2005 года компания «Би-Эй-Эй» объявила, что после открытия Терминал 5 в 2008 году, она планирует снести Терминалы 1 и 2, а также расположенный между ними административный центр «Здание королевы», и построить на их месте Терминал Хитроу Ист, который позволит увеличить пропускную способность аэропорта, обслуживая 30 миллионов человек (на 5 миллионов меньше, чем в настоящее время обслуживают Терминалы 1 и 2, хотя значительно больше, чем проектная пропускная способность существующих зданий). План предусматривает перемещение всех существующих пирсов терминала в более удобное положение, а также строительство новых пирсов на теперь заброшенной взлетно-посадочной полосе для обслуживания самолетов при боковом ветре. Разрешение на строительство было получено в мае 2007 года при условии, что новое сооружение будет отвечать ряду экологических требований.