История исследований Стоунхенджа насчитывает уже много десятилетий. Археологи, видевшие первоначально в Стоунхендже только обыкновенное культовое сооружение, пред-назначенное для совершения религиозных обрядов древними бриттами, вынуждены были впоследствии внести в свои предположения существенные коррективы. Известные ученые один за другим убедительно показали, что планировка комплекса находится в тесной связи с рядом современных астрономических, физических и математических знаний. Еще в 1740 году Уильям Стакли установил, что центральная ось,- проходящая через Алтарь и Пяточный камень, и направленная вдоль Аллеи, ориентирована на точку, совпадающую с положением восходящего солнца в период летнего солнцестояния. Такая ориентация главной оси была подтверждена в 1902 году сэром Норманом Локьером. Затем начались споры о возможности применения Стоунхенджа для других астрономических целей, так как здесь имелось много других непонятных особенностей. В 1963 году было высказано предположение, что Стоунхендж использовался не только для наблюдений за солнцестоянием, но также и для предсказания времени равноденствия. Затем, в 1964 году Сесил Ньюхэм огорошил академический мир утверждением, что Стоунхендж применялся также в качестве лунной обсерватории — такое заключение он сделал, основываясь на прямоугольной форме распо-ложения четырех базовых камней. Его открытия были подтверждены в 1963—1965 годы в ряде работ профессора Джеральда Хокинса, пользовавшегося компьютерным анализом. Хокинс доказал, что Стоунхендж не только был ориентирован на некоторые главные точки цикла движения Луны, но также рассчитан на возможность предсказания лунных затмений Александр Том в середине 1960-х годов опубликовал самое подробное исследование Стоунхенджа. Это исследование подтверждает, что Стоунхендж с самого начала служил для наблюдений как за движением Солнца, так и Луны: ясно, утверждает Том, что местоположение Стоунхенджа было исключительным, поскольку только здесь оси, образуемые прямоугольником Базовых камней, точно ориентированы на 8 ключевых позиций лунной орбиты. Если бы точка наблюдений была смещена всего лишь на несколько миль к северу или к югу, эта геометрическая зависимость не срабатывала бы. В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной си-стемы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (последней из известных на сегодняшний день девяти планет), а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати. Неоспоримый вывод из этого состоит в том, что, кто бы ни проектировал Стоунхендж, он должен был заранее знать точную продолжительность солнечного года и цикла обращения Луны. Но что еще более поражает, так это то, что эти древние астрономы знали, как определить единственную позицию, с которой можно произвести измерение 19-летнего цикла движения Луны! Продолжая исследования, Андрей Злобин пришел к неожиданным выводам. Как показывают произведенные математические расчеты, четыре окружности Стоунхенджа, образованные "меловым валом", сарсеновым кольцом, лунками "игрек" и лунками "зет", с порази-тельной точностью моделируют решение задачи немецкого ученого Дирихле для уравнения Лапласа. При этом сами окружности, являющиеся изолиниями решения, нанесены на местности с четной кратностью, что практически полностью исключает возможность случайного совпадения. Таким необычным для нас образом, геометрически, "записаны" на земле математические величины. Трилиты, назначение которых до сих пор было не совсем понятно, неизвестные строители сделали разной высоты и, как уже показал ранее известный исследователь Стоунхенджа Джеральд Хокинс, связали каждый из них положением Солнца и Луны в конкретный момент времени. Теперь, пожалуй, становится понятен смысл фразы, отрывок которой дошел до нас из глубокой древности: "...свяжи Солнце каменной цепью...". При внимательном рассмотрении плана Стоунхенджа в глаза бросается еще одна особенность. И сарсеновое кольцо, и подкова трилитов сделаны из камня; та и другая фигуры повторены на местности дважды; обе фигуры повторены с внутренней от камней стороны, обе – цепочками особых голубых камней; цепочка голубых камней параллельна линии фигуры. Но разве не двумя параллельными линиями записывается "современный" знак равенства? Вполне возможно, что таким необычным образом несколько раз и различными средствами повторяется одна и та же фраза: "трилиты равны кольцу". Что это? Фантазия? Случайность? Маловероятно. Кроме удивительной логики, все сказанное подтверждают тщательные расчеты. Интересно, что сам Стоунхендж точечной структурой своих многочисленных лунок, четкими границами окружностей поразительно напоминает "разностную сетку". То есть именно то, без чего обычно не обходятся при решении сложных дифференциальных уравнений на ЭВМ. Вспомним, Дж. Хокинс восхищенный скрытой логикой Стоунхенджа, назвал древнее сооружение "ЭВМ каменного века". Стоунхендж, который еще именуют иногда "Пляской великанов", вновь демонстрирует свою необычность. А иногда древний каменный исполин напоминает о себе там, где, казалось бы, даже упоминание о нем выглядит совершенно не уместным. Но это только на первый взгляд. Как, спрашивается, например, объяснить поразительное сходство Стоунхенджа с описанным Джонатаном Свифтом в "Путешествиях Гулливера" летающим островом Лапутой? Как объяснить, что даже само название Стоунхендж ("подвешенный камень" – так переводит с английского Злобин) находится в полном соответствии с описанием летающего острова, в центре которого, по словам Свифта, был подвешен огромный магнит. Быть может, писатель придумал свою Лапуту, вдохновленный размерами и величественностью древнего памятника? Ведь для этого ему не нужно было отправляться слишком далеко – Стоунхендж находится рядом, на Солсберийской равнине, в родной писателю Англии... Но на этом мой рассказ о российском ученом Андрее Злобине не кончается. Среди получаемых Центром материалов есть и статьи замечательного журналиста, исследователя аномальных явлений Владимира Лаговского. Мы часто обмениваемся с ним информацией. В свое время Лаговский опубликовал в "рабочей трибуне" несколько статьей о 3лобине. Фундаментальные константы "пи", "Е и "фи" издревле не просто привлекают математиков – завораживают. И не случайно. Лаговский в своей статье "Математика звездных аккордов" ("Рабочая трибуна", 30 июля 1993 г.) утверждает, что они – три кита, на которых возведено все миро-здание. Иррациональные величины "пи", "Е и "фи" – универсальны. Они широко распространены в различных закономерностях, и нет такой области человеческого знания, где бы они не играли важную роль. Это заставляло ученых искать уравнения, которые бы объединили триаду мировых констант природы. Такие попытки предпринимались. Два числа объединить удавалось. Всего два, но даже это расценивалось как победа. Величайшим триумфом математики, к примеру, считается открытие формулы связывающей "пи" и "Е". Ее вывели Эйлер, а позже де Муавр, именем которого и была названа формула. Уравнение для трех констант оставалось неизвестным. Его получил математик Андрей 3лобин, представив решение этой задачи в виде невероятно простого выражения. Волею случая, по словам 3лобина, он нашел универсальную формулу. Нашел, расшифровал то; что было кем-то давным-давно записано. Иными словами, нынешнее открытие можно смело считать не только математическим, но и археологическим. Стоунхендж... Именно в этом древнем сооружении на юге Англии была скрыта заветная формула. Андрей Злобин обнаружил и готов доказать любому, что Стоунхендж – это своеобразная ЭВМ. Логические ячейки в ней – камни и кольца. Установленные по определенным законам, они, помимо всего прочего, моделируют основные уравнения математической физики: уравнение Лапласа, уравнение диффузии и уравнение, описывающее волновые процессы. Но самое интересное во всем этом то, что уравнения можно решать, задавая граничные условия, взятые здесь же – в Стоунхендже. Одно только это открытие достойно изумления. Формула – его следствие. Смотрите, – объясняет Злобин, – решаем уравнение Лапласа. Для этого воспользуемся физической аналогией. Легко можно представить кольца Стоунхенджа – кольцами некоего конденсатора. Вводим граничные условия: относительный заряд на внутреннем кольце – 10, на внешнем – 0. Задача - найти распределение потенциала в пространстве между ними. И, оказывается, параметры колец, обозначенных на схеме Х, Y и Z, точно соответствуют решению уравнения. Одновременно потенциалы на этих кольцах можно выразить через "пи", "Е, и "фи". И пользуясь полученным в результате решения соотношением, записать искомую формулу. В чем смысл формулы Злобина? – Любой математик подтвердит, – говорит Злобин, – что формула соединяет в одно целое гармонию числа и формы. Ко всему прочему – и формы живого. Потому что "фи" – "золотая пропорция" – так или иначе присутствует в нас и во всех живых организмах, нас окружающих. "Золотую пропорцию" можно найти даже в ракушке. Да что ракушка? Генетический код, музыка, поэзия, биоритмы, движение планет – куда ни глянь, обязательно найдешь "золотую пропорцию". У меня есть основание утверждать, что этот принцип характерен для всей Все-ленной. Законы Космоса одинаковы для всех. Так разве не удивительно, что, пользуясь формулой, язык природы можно перевести на язык математики? В правой части формулы стоит число 1,0079... Это точный атомный вес водорода! Вдумайтесь в смысл: исключительно физический параметр выражен через фундаментальные константы. Впервые мирозданию придана вполне определенная математическая логика. И еще раз подтверждена прописная истина, что все вокруг взаимосвязано. А теперь, пожалуй, самое главное следствие. Формула автоматически задает универсальную систему измерений – массы, длины и времени. Эталон массы – в правой части. Почему эталон и почему универсальный? Да потому что он выражен в относительных атомных единицах – раз. И одновременно вычислен через независимые фундаментальные константы – два. Это не иридиевая гиря Палаты мер и весов, представление о которой имеет лишь человечество. Это не килограмм или фут – величины условные. Поди объясни, что они собой представляют, – может и не получиться. А пользуясь формулой, кто угодно легко определит единицу измерения массы, независимо от окружающих условий. Как известно, современная наука выбрала за эталон времени астрономические атомно-лучевые цезиевые часы. Пока они устраивают. Но международные научные организации уже обсуждают вопрос о целесообразности перехода на водородный стандарт частоты и времени. Поскольку водород – самый распространенный элемент во Вселенной, то отмеренные на этот галактический "аршин" относительные единицы измерений вполне могут быть универсальными для всей Вселенной. Галактически-универсальная система измерений нужна для общения с другими разумными существами Вселенной. Человечество относится к внеземным цивилизациям более чем серьезно. На попытки установить с ними контакт ежегодно тратятся миллионы долларов. Американцы прослушивают Космос с помощью гигантских радиотелескопов. За пределы Солнечной системы запущена станция с посланием, вырезанным на металлической пластинке. Археологи ищут свидетельства посещения Земли братьями по разуму в древности. Однако интересно не просто получить весточку, а и понять ее. Нужно чтобы поняли и нас. Для этого требуется нечто универсальное. Если уж не язык, то хотя бы система измерений. Вот что писал в своей знаменитой книге "Вселенная, жизнь, разум" классик науки о внеземных цивилизациях член-корреспондент АН СССР астрофизик Иосиф Шкловский: "...Коккони и Моррисон предложили очень изящную идею, указав частоту, на которой искусственные сигналы следует искать в первую очередь... Исследования Вселенной на волне 21- см (волне радиолинии водорода) являются мощнейшим методом познания ее природы. Именно на этой волне следует ожидать наличия самой чувствительной и совершенной аппаратуры. Кроме того, водород – самый распространенный элемент во вселенной... Логически неизбежен вывод, что язык самой природы должен быть понятен и универсален для всех разумных существ Вселенной, как бы они ни отличались друг от друга. Законы природы объективны и поэтому одинаковы для всех разумных существ". Стало быть, идея о водороде, зашифрованная неведомыми создателями Стоунхенджа, уже витает в воздухе. В графическом изображении формула представляет собой набор из пяти окружностей. Переведенный на язык радиоизлучений – это набор из пяти частот, причем главной в нем может быть частота радиоизлучения водорода. А вместе – это код, который надо передавать разом – "аккордом", а не "отдельными нотами". Таких попыток человечество еще не делало. Американцы в поисках долгожданного сигнала от братьев по разуму собираются искать упорядоченность, перебирая по одной несколько миллионов уловленных радиотелескопом частот. Подобная тактика успехов пока не принесла. Прежний анализ сотен тысяч частот ничего не дал. И неизвестно, перейдет ли количество в качество. Так, может быть, пора изменить подход принципиально – и прислушиваться к "аккордам" – наборам частот, точно укладывающимся в предложенную формулу. Что же все-таки это такое, Стоунхендж? По гипотезе Андрея Злобина, Стоунхендж – это средство передачи послания, оставленного людям. Оставленного так, чтобы оно "дошло" в определенный момент времени – когда человечество накопит достаточно знаний для его расшифровки. Условно назовем это средство "ЭВМ" и таким образом снимем все противоречия. Наверное, правы те, кто говорит, что Стоунхендж – это культовая постройка для жертвоприношений. Правы причисляющие его к комплексному астрономическому инструменту. Но прав и Злобин, обнаружив в Стоунхендже новые знания. Ведь точно так же компьютером можно забивать гвозди, можно на нем умножать пять на шесть. А можно и добывать информацию, заложенную в его память.