В силу ряда исторических причин итальянским женщинам было непросто проявить себя на общественно значимом поприще. Католическая церковь, позиции которой традиционно очень сильны в Италии, не приветствовала участие женщин в общественной и культурной жизни страны. Тем не менее, в этой главе мы представим вам целую галерею итальянок, чьи имена прекрасно известны не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многие из этих имен уже встречались в других разделах этого сайта. Начнем наше повествование с флорен-тийки Беатриче Портинари (1265—1290), любовь к которой вдохновила великого Данте на написание «Новой жизни», а затем и «Божественной комедии». Однажды, когда Данте было всего девять лет, его отец был приглашен в гости к своему соседу Фолько Портинари; он пошел, взяв с собой сына. Тут в толпе детей мальчик увидел восьмилетнюю девочку, дочь Портинари — Беатриче. Она была одета в пурпур, «благороднейший цвет». Оживленная и нарядная, она показалась Данте ангелом, хотя не сказала ему ни слова. Девять лет он не встречался с нею, потом случайно увидел ее на улице, когда она, вся в белом, шла в сопровождении двух дам. Беатриче узнала Данте и «в своей неизреченной милости» поклонилась ему так ласково, что юноша почувствовал себя на верху блаженства. С этого дня любовь, зародившаяся в детстве, крепнет, и Данте становится поэтом. Вскоре Беатриче выходит замуж, а через некоторое время умирает на двадцать пятом году жизни... Вот, собственно, и вся история. Раз уж мы вспомнили Данте и Беатриче, нельзя не вспомнить другого великого итальянского поэта этой эпохи — Петрарку и его возлюбленную Лауру. Это случилось 6 апреля 1327 года. В этот день 23-летний итальянец Франческо Петрарка увидел в соборе Святой Клары в Авиньоне прекрасную девушку по имени Лаура. Эта встреча породила чувство, которому было суждено перевернуть мир. Лаура умерла ровно 21 год спустя — 6 апреля 1348 года в Риме. Но вот уже семь с половиной веков человечество объясняется сонетами Петрарки в своих чувствах. Кто после этого оспорит бессмертие любви? Справедливости ради следует сказать, что Лаура была француженкой. Святая Екатерина Сиенская (1347— 1380) — одна из наиболее почитаемых в Италии католических святых. В отличие от многих легендарных личностей, о ее жизни известно немало. Родилась она в Сиене в бедной семье красильщика, долгое время не умела ни читать, ни писать. Еще в ранней юности Екатерине был присущ мистицизм. В 1363 году она вступила в орден «кающихся сестер святого Доминика» и с этого момента полностью посвятила себя служению больным и милосердию. Очень скоро Екатерина стала известной благодаря своему аскетическому образу жизни. Свое духовное призвание она видела в активной деятельности, направленной на реформирование церкви и на установление мира в разделенной Италии. Она много ездила по Италии, посетила Авиньон, где убеждала папу Григория XI, которого она фамильярно называла «милым папочкой», вернуться в Рим. Сохранилось около четырехсот ее писем к правителям итальянских городов, иерархам церкви и другим менее важным персонам. Однако главным ее сочинением стали «Диалоги о Провидении Божьем, или Книга божественного учения», составленные в форме бесед, которые она вела с Богом в состоянии мистического экстаза. Она скончалась в 1380 году, канонизирована была в 1461-м. В 1939 году Екатерина Сиенская была провозглашена святой покровительницей Италии, а в 1970-м папа Павел VI приобщил ее к числу учителей церкви. Французская писательница Кристина де Пизан (ок. 1364—ок. 1430) — по происхождению итальянка. Она родилась в Венеции. Когда девочке было 5 лет, ее отец, известный итальянский врач и астролог Томмазо да Пизано, был приглашен в Париж королем Франции Карлом V. С этого момента вся жизнь Кристины была тесно связана с Францией. Оставшись в двадцать пять лет вдовой с тремя детьми, Кристина решила поправить свое плачевное материальное положение не новым браком, как это было принято, а собственным литературным трудом. Ее поэмы, песни и баллады быстро завоевали популярность. Перу Кристины де Пизан принадлежит поэма «Превратности Фортуны» (ок. 1395), льстивое жизнеописание «Книга о деяниях и добродетелях мудрого короля Карла V» (1404), автобиографическая книга «Видение Кристины» (1405). В последние годы жизни Кристина де Пи-зан, вдохновленная успехами французской армии и наметившимся переломом в ходе Столетней войны, пишет поэму «Гимн Жанне д'Арк». Однако главным ее произведением является утопия «Книга о Городе Женщин» (1405), в которой доказывалось, что женщины имеют право получать образование и участвовать в политической жизни государства. Таким образом, Кристина де Пизан может по праву считаться одной из первых феминисток. Впрочем, современники книгу проигнорировали. Эпоха Возрождения создала тип просвещенной женщины, играющей значительную роль в культурной жизни страны. В XVI веке в Италии многие женщины входят в литературу. Знатная римлянка Виттория Колонна (1492— 1547), воспетая Микеланджело, в ряде изысканных сонетов оплакивает смерть своего горячо любимого мужа. Другая знатная дама Гаспара Стампа (1523—1554) запечатлела в прекрасных стихах историю своей трагической любви (она полюбила одного аристократа, недолгое время была счастлива с ним, но возлюбленный отправился на войну во Францию и забыл ее). Более счастливо сложилась жизнь еще одной итальянской поэтессы, Вероники Гамбара (1485—1550). Может быть, поэтому критики считают, что стилистическое совершенство ее стихов не подтверждено глубиной переживаемого чувства. Гамбара родилась в старинной аристократической семье. Получила хорошее гуманитарное образование, изучала греческий и латинский языки, богословие и философию. В 1509 году вышла замуж за правителя небольшого городка Корреджо. После смерти мужа занималась государственными делами и воспитанием детей. Среди поклонников ее таланта были король Франции Франциск I и император Священной Римской империи Карл V, посетивший ее во время своего пребывания в Италии. Совершенно в ином плане прославилась еще одна знатная итальянская дама, жившая в эту эпоху. Речь идет о Лукреции Борджа (1480—1519), дочери Римского Папы Александра VI (Родриго Борджа). Она получила самое блестящее по тем временам образование — прекрасно разбиралась в поэзии, знала историю, иностранные языки, музицировала, имела тонкий художественный вкус. В то же время современники небезосновательно обвиняли ее в кровосмесительной связи с отцом и братьями, убийстве своих многочисленных любовников и прочих смертных грехах. Ее третьим супругом стал герцог Феррары Альфонс д'Эсте. Покинув навсегда Вечный город, Лукреция вела в Ферраре скромный образ жизни: молва приписывает ей смерть «всего» шестерых представителей знатных итальянских семей, но, скорее всего, это легенда. Точно известно, что она была окружена блестящим двором, все так же красива и поощряла искусства, особенно художников — последних она с маниакальной настойчивостью побуждала писать картины на религиозные темы. Она очень любила известного, несколько сентиментального поэта Пьетро Бембо, а другой ее поклонник, великий поэт Лудовико Ариосто, посвятил ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Говорят, что больше всего на свете Лукреция боялась старости. Сия чаша ее миновала. Она умерла в Ферраре в 1519 году, не дожив до сорока лет. В год смерти Лукреции Борджа во Флоренции родилась другая знаменитая итальянка, которая, впрочем, вошла в историю Франции. Это — Екатерина Медичи (1519—1589). В 1547 году она вышла замуж за короля Франции Генриха II. В значительной мере Екатерина определяла государственную политику Франции в период правления своих сыновей — Франциска II (1559—1560), Карла IX (1560—1574), Генриха III (1574—1589). Екатерина Медичи принимала участие в организации Варфоломеевской ночи (1572). Со смертью Екатерины Медичи и убийством Генриха III в 1589 году завершилась целая эпоха в истории Франции — закончилось правление династии Валуа, которое продолжалось более двух с половиной веков. Прошло совсем немного времени, и королевой Франции становится еще одна итальянка — Мария Медичи (1573—1642). В 1600 году она выходит замуж за короля Франции Генриха IV (1553—1610). Кстати, считается, что она принесла мужу-королю самое большое приданое за всю историю Франции. В 1610 году после убийства Генриха IV Мария Медичи стала регентом Франции при малолетнем сыне — будущем короле Людовике XIII (1601—1643). От королев вернемся к простым художницам. Итальянка Софронисба Ангвиссола (ок. 1532—1625) — одна из первых женщин-живописцев этой эпохи, чье имя сохранилось в истории. Артемизия Джен-тилески (1597—1651) училась живописи у своего отца, известного художника Орацио Джентилески (1562—1647). Стиль произведений этой художницы близок к манере Караваджо, однако чувствуется влияние голландской живописи. Перебравшись из XVII века в век XVIII, мы можем познакомить читателя с одной из первых женщин-математиков со времен античности — итальянкой Марией Гаэтаной Аньези (1718—1799). В 1750 году она стала профессором университета в Болонье, что по тем временам, да еще и для Италии было абсолютно невероятным событием. Сочинение Марии Аньези «Основания анализа для употребления итальянского юношества» (1748) содержит изложение аналитической геометрии, в частности там рассматривается кривая 3-го порядка, получившая название «локон Аньези». XIX век — это время борьбы за независимую и единую Италию. Поэтому будет справедливо, если мы скажем несколько слов об Аните Гарибальди (1821— 1849), жене и соратнице великого итальянского революционера Джузеппе Гарибальди. Анна Мария Рибейру да Сильва, а именно таково было полное имя Аниты, родилась в Бразилии. Там она познакомилась со своим будущим мужем, который принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке. В 1842 году Анита и Джузеппе поженились, у них родилось трое детей. В 1848 году Гарибальди решил вернуться на родину. Италия в это время была охвачена революционным движением. Гарибальди собрал отряд волонтеров и вел военные действия в Альпах, после победы австрийцев перебрался в Тоскану, а затем в Рим, где был избран депутатом Учредительного собрания. Анита была верным другом и помощницей Гарибальди, она также принимала участие в боевых действиях. После подавления революции 1848 года Гарибальди со своим корпусом двинулся в Венецию, но в горах был окружен, взят в плен и заключен в крепость в Генуе. Во время этого похода Анита трагически погибла. А вот совсем иная судьба. Франческа Кабрини (1850—1917) родилась в Италии. Будучи глубоко верующим человеком, она решила посвятить свою жизнь страждущим. В 1880 году она основала Миссию Сестер Священного Сердца. Позднее Папа Римский Лев XIII послал ее в Америку для работы среди итальянских эмигрантов, и уже через несколько лет она построила на пожертвования множество больниц, здравниц, школ и приютов для сирот, которые опекала до самой смерти. Франческа Кабрини стала первой гражданкой США, канонизированной католической церковью, она считается покровительницей эмигрантов. В XIX веке на мировую сцену в прямом и переносном смысле этого слова выдвинулась целая плеяда знаменитых итальянских певиц, балерин, актрис. Бурное развитие оперного искусства, активная гастрольная деятельность и блестящая вокальная техника обусловили поистине всемирную славу итальянских певиц. Назовем лишь несколько имен: Анджелика Каталани (1780—1849), Изабелла Анджела Кольбран (1785—1845), Джудитта Паста(1797—1865), Анджоли-на Бозио (1830—1859), сестры Карлотта Патти (1835—1889) и Аделина Патти (1843—1919). Не меньшей популярностью пользовались великие итальянские балерины XIX века: Мария Тальони (1804—1884), Фанни Черрито (1817—1909), Карлотта Гризи (1819—1899), Каролина Розати (1826—1905), Вирджиния Цукки (1847— 1930), Пьерина Леньяни (1863—1923), Карлотта Брианца (1867—1930). Не забудем также упомянуть имена таких великих итальянских театральных актрис как Аделаида Ристори (1822— 1906), Клементина Каццола (1832—1868) и Элеонора Дузе (1858—1924). Говорить о знаменитых итальянках XX века очень трудно. Ведь они прославились практически во всех сферах человеческой деятельности. Здесь мы лишь напомним их имена. За подробностями отправляем читателя к другим разделам сайта. В частности, рекомендуем просмотреть разделы «Четыре века итальянской оперы», «Балет», «Театр», «Кинематограф». Всемирную известность в начале XX века приобрела итальянская писательница, уроженка Сардинии, Грация Деледда (1871 —1936). Тонкий психологический анализ, лирическое описание природы отличает ее романы «Элиас Портолу» (1903), «Пепел» (1904), «Тоска по родине» (1905), «Мать» (1920). В 1926 году писательница была удостоена Нобелевской премии по литературе. Творчество итальянских писательниц Натальи Гинцбург (1916—1991) и Эльзы Моранте (1916— 1985) относится уже ко второй половине XX века. Отметим деятельность выдающейся итальянской женщины-педагога Марии Монтессори (1870—1952). Между этими двумя датами пролегла дорога ее жизни, полная великих педагогических открытий, философского смысла и борьбы за права детей. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима Дом ребенка. Тот самый, о котором позднее она написала уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики». Она разрабатывала методы развития органов чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста, была сторонницей свободного воспитания. Ее перу принадлежит множество работ, посвященных педагогике и психологии детей раннего возраста. Монтессори, безусловно, является одним из крупнейших педагогов XX века. Ее имя почему-то не любили вспоминать в Советском Союзе, а сейчас многие школы раннего развития работают по методу Монтессори. Испытаний, выпавших на долю Тины Модотти (1896—1942), хватило бы на несколько жизней. Родилась она в Италии, в 17 лет уехала в США. Современники вспоминали, что в молодости она была очень красива. Кроме красоты природа наделила Тину Модотти сильным характером и незаурядным умом. Она работала фотомоделью, играла в театре, снялась в нескольких фильмах в Голливуде. Семь лет она прожила в Мексике, где освоила технику фотографии. Не будучи профессиональным фотографом, Тина Модотти стала культовой фигурой в истории фотографии. Сегодня сделанные ею фотографии продаются на престижных художественных аукционах за десятки тысяч долларов. Там же, в Мексике Тина Модотти встретила свою любовь — Хулио Антонио Меллу, одного из самых известных революционеров Латинской Америки. Он стал единственной настоящей любовью Модотти. Под его влиянием она вступила в коммунистическую партию. Но счастье длилось недолго. В 1929 году в Гаване Меллу убили выстрелом в спину. Убийство было явно политическим, но пресса изобразила его как месть ревнивого соперника, запятнав при этом репутацию Тины. Попутно ее объявили шпионкой Муссолини и посадили в тюрьму. В 1930-е годы Модотти работала в Москве в Коминтерне, выполняла опаснейшие задания в Европе. Зная о том, что иностранные коммунисты гибнут в сталинских застенках, она приняла решение не возвращаться в Москву. В январе 1942 года Тина Модотти умерла в Мексике при загадочных обстоятельствах. В научных кругах известно имя итальянки Риты Леви-Монтальчини (р. 1909) — «живого классика» современной биологии и медицины. Она родилась в Турине, в 1947 году эмигрировала в США. В настоящее время она имеет двойное гражданство, но большую часть времени проводит в Риме. Исследования Риты Леви-Монтальчини посвящены расшифровке механизмов регуляции роста клеток и органов животных. Она открыла фактор роста нервов. В 1986 году ей была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине. Широко известно в мире имя итальянской журналистки Орианы Фаллачи (р. 1929). Профессиональным репортером она стала сразу после Второй мировой войны, в 16 лет. Сотрудничала с газетами «Corriere della Sera», «New York Times», «Washington Post», «Los Angeles Times» и другими. В течение 9 лет освещала войну во Вьетнаме. Ориана Фаллачи автор целого ряда книг, в том числе «Письмо нерожденному ребенку», «Человек», «Пенелопа на войне», «Ярость и гордость», «Сила благоразумия». Несмотря на многочисленные угрозы, эта смелая женщина продолжает выступать против исламского терроризма. Вновь вернемся к знаменитым итальянским певицам, на этот раз уже XX века. Назовем такие имена, как Амелита Галли-Курчи (1882—1963), Клаудиа Муцио (1889—1936), Тоти Даль Монте (1893— 1975), Джульетта Симионато (р. 1910), Рената Тебальди (1922—2004), Рената Скотто (р. 1934), Фьоренца Коссотто (р. 1935), Мирелла Френи (р. 1935), Катя Риччарелли (р. 1946), Чечилия Бартоли (р. 1967). Любители итальянской оперы легко смогут дополнить наш список. В XX веке Италия подарила миру также целый ряд блестящих балерин. Это — Карла Фраччи (р. 1936), Алессандра Ферри (р. 1963) и Вивиана Дуранте (р. 1967). А теперь, выражаясь высоким слогом, от жриц Терпсихоры перейдем к жрицам Мельпомены. Среди выдающихся итальянских драматических актрис XX века выделим такие известные имена, как сестры Ирма Граматика (1873—1962) и Эмма Граматика (1875—1965), Рина Морелли (1908—1976), Пупелла Маджо (1910— 1999), Мариза Фаббри (1931—2003). Из ныне живущих актрис старшего поколения упомянем Анну Проклемер (р. 1923), Франку Нути (р. 1929), Валерию Мори-кони (р. 1931), а также Франку Раме (р. 1929) — жену и соратницу известного современного итальянского драматурга Дарио Фо, лауреата Нобелевской премии по литературе. Заслуженной любовью театралов пользуется итальянская актриса Грета Скакки (р. 1960). В 1981 году она закончила школу театра «Олд Вик» в Бристоле (Великобритания). Игра Скакки сочетает английскую утонченность и итальянскую эмоциональность. Как и многие другие театральные актрисы, Грета Скакки снималась в кино. Читателю она знакома по роли Пенелопы в фильме А. Кончаловского «Одиссей». Невозможно говорить об итальянском кинематографе и не вспомнить блистательных итальянских киноактрис, принесших ему заслуженную мировую славу. Вспомним ушедших от нас великих Анну Маньяни (1908—1973) и Джульетту Мазину (1921 —1994). Фильмы «Рим — открытый город», «Мечты на дорогах», «Любовь», «Самая красивая», «Татуированная роза», «Мама Рома» с участием Анны Маньяни и «Огни варьете», «Белый шейх», «Дорога», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи», «Джинджер и Фред» с участием Джульетты Мазини стали классикой не только итальянского, но и мирового кинематографа. Вспомним также Джину Лоллобриджиду (р. 1927), сыгравшую в фильмах: «Опасно: бандиты!», «Фанфан-Тюльпан», «Ночные красавицы», «Хлеб, любовь и фантазия», «Собор Парижской Богоматери», «Король, дама, валет» и Софию Лорен (р. 1934), прославившуюся в фильмах «Золото Неаполя», «Чочара», «Боккаччо, 70», «Затворники Альтоны», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи», «Поездка», «Мост Кассандры». Из других актрис, составивших славу итальянского послевоенного кино, выделяются Сильвана Мангано (1930—1989), Лючия Бозе (р. 1931), Моника Витти (р. 1931) и Клаудиа Кардинале (р. 1939). К этому же поколению принадлежат известные итальянские женщины-кинорежиссеры Лина Вертмюллер (р. 1928) и Лилиана Кавани (р. 1933). Пик их популярности пришелся на 1970-е годы. «Фильм любви и анархии» (1973) Вертмюллер и «Ночной портье» (1973) Кавани принесли их создательницам громкую и отчасти скандальную славу. В 1960—1970-е годы в кино приходят такие талантливые актрисы, как Стефания Сандрелли (р. 1946), Изабелла Росселлини (р. 1952) — дочь итальянского режиссера Роберто Росселлини и шведской актрисы Ингрид Бергман, Орнелла Мути (р. 1955), Лаура Моранте (р. 1956). В 1980—1990-е — Сабрина Ферилли (р. 1964), Ненси Брилли (р. 1964), Франческа Нери (р. 1964), Валерия Голино (р. 1966), Моника Беллуччи (р. 1968), Стефания Рокка (р. 1971), Кьяра Мастроянни (р. 1972) — дочь Марчелло Мастроянни и Катрин Денев, Азия Ардженто (р. 1975) — дочь итальянского режиссера Дарио Ардженто. Многие итальянские актрисы снимались и продолжают сниматься в Голливуде, поддерживая славу не только итальянского, но и американского кинематографа. Впрочем, в американском кинематографе и шоу-бизнесе немало и своих, «доморощенных» знаменитых итальянок. Мы, разумеется, имеем в виду тех звезд Голливуда, кто родился в семьях итальянских эмигрантов. Достаточно назвать несколько имен — Лайза Миннелли (р. 1946), Сьюзан Сарандон (р. 1946), Мадонна (р. 1958), Линда Фиорентино (р. 1960), Мира Сорвино (р. 1967). Нельзя не сказать несколько слов об итальянках — звездах эстрады. Это знаменитая французская певица итальянского происхождения Далида (1933— 1987), Мина (Анна Мария Маццини, р. 1940), Рафаэлла Карра (р. 1943), Рита Павоне (р. 1945), Мариэлла Нава (р. 1960), Алексия (Алессия Аквилани, р. 1967), Сабрина (Сабрина Салерно, р. 1968), Лаура Паузини (р. 1974), австралийка итальянского происхождения Натали Имбру-лья (р. 1975), популярная певица ИнГрид (Ингрид Альберини). Политическая деятельность в Италии — по традиции дело сугубо мужское. Однако здесь также можно вспомнить несколько знаменитых женщин. Яркая фигура на политическом небосклоне современной Италии — это Алессандра Муссолини (р. 1962), внучка Бенито Муссолини и племянница Софии Лорен. Она вошла в итальянский парламент в составе фракции правой партии «Национальный альянс», потом объявила себя независимым депутатом и основала собственную ультраправую партию. О своих политических пристрастиях говорит так: «Фашизм — это чистая мысль моего деда Муссолини. Она и является моей политической позицией!» Не менее известно имя еще одного экс-депутата итальянского парламента. Это — знаменитая звезда порнобизнеса Чиччолина (р. 1951). Справедливости ради следует сказать, что родилась Ило-на Шталлер (а именно таково настоящее имя Чиччолины) в Будапеште и по национальности является венгеркой. В начале 1970-х она завоевала титул «Мисс Венгрия». А с 1976 года жила в Италии, работала на радио и телевидении. Вскоре она завоевала скандальную известность, снимаясь в порнофильмах. В 1987 году Чиччолина решила выставить свою кандидатуру на выборах от округа Лацио. Единственным ее предвыборным обещанием было расцеловать всех за нее проголосовавших. Неизвестно, выполнила ли актриса свое обещание, но на выборах она победила. Пять лет Чиччолина не только радовала коллег-парламентариев своим внешним видом, но и внесла несколько радикальных законопроектов, в том числе о сексуальном воспитании в школах. Соня Ганди (урожденная Соня Маино) родилась в 1946 году в небольшом городке близ Турина. Со своим будущим мужем Радживом Ганди она познакомилась в Кембридже (Великобритания), где изучала английский язык. Они поженились в 1968 году и переехали жить в Индию. Свекровью Сони стала Индира Ганди, которая тогда занимала пост премьер-министра Индии. Соня приняла индийское гражданство. В семье Сони и Раджива двое детей — Рахуль и Приянка. В октябре 1984 года была убита своими сикхскими телохранителями Индира Ганди. Ее пост и в партии, и в правительстве занял Раджив. А в мае 1991 года, во время выборной кампании, Раджив Ганди был убит взрывом бомбы, которую несла на себе террористка-смертница. Шесть лет после убийства мужа Соня Ганди провела в добровольном затворничестве, отклонив предложение партии Индийский национальный конгресс (ИНК) продолжить партийную линию. В 1998 году Соня Ганди все же возглавила ИНК, а в 2004-м вновь после долгого перерыва привела партию к победе на парламентских выборах. Однако стать премьер-министром Индии Соня Ганди категорически отказалась, мотивируя свое решение тем, что она родилась в Италии, а этот факт может стать причиной нападок со стороны оппозиции. На сегодня Соня Ганди наиболее яркий и харизматичный политик Индии. Прославились итальянки и в бизнесе. Главным образом, в модельном. Знаменитый французский модельер, основательница торгового дома Нина Риччи (1883—1970) — на самом деле итальянка. Донателла Версаче (р. 1956) возглавляет в настоящее время торговый дом VERSACE, Лаура Биаджотти (р. 1943) — торговый дом BIAGIOTTI, Альберта Ферретти (р. 1950) — торговый дом FERRETTI, Мьюччиа Прада (р. 1950) — торговый дом PRADA. Спорт занимает в жизни Италии большое место. В первую очередь это, разумеется, футбол. Но популярны также волейбол, велосипедный спорт, легкая атлетика, плавание, фехтование, горнолыжный спорт. Победы итальянских спортсменов на крупных соревнованиях празднуются по всей стране. Поэтому будет справедливо, если в заключение очерка мы перечислим имена итальянских спортсменок — чемпионок Европы, мира и Олимпийских игр. Вот далеко не полный перечень выдающихся итальянских спортсменок современности: легкоатлетка Сара Симеоне (р. 1953), лыжницы Мануэла Ди Чента (р. 1963) и Стефания Бельмондо (р. 1969), специалистка по маунтинбайку Паола Пеццо (р. 1969), горнолыжница Дебора Компа-ньони (р. 1970), фехтовальщица Валентина Веццали (р. 1974). В сентябре 2004 года информационные агентства всего мира сообщили, что в Ираке похищены две итальянки — сотрудницы гуманитарной организации «Мост к Багдаду» — Симона Торретта и Симона Пари. Несколько недель вся Италия с неослабевающим вниманием следила за развитием событий. К счастью, на этот раз все завершилось благополучно, обе женщины вернулись на родину живыми и невредимыми. На этой мажорной ноте и хотелось бы закончить этот небольшой очерк.