Волею судеб многие итальянцы прославились далеко за пределами своей родины. По разным причинам покидали Италию эти люди. Одних манили дальние страны, другие искали лучшей жизни для себя и своих детей, третьи вынуждены были покинуть родину, ибо их жизнь подвергалась опасности. Одни вернулись в Италию, другие так и остались в тех странах, куда их забросила судьба. Этим людям и посвящен настоящий очерк. Начнем рассказ, пожалуй, с Ансельма Кентерберийского (1033—1109), крупнейшего итальянского средневекового теолога и философа. Родился он в Аосте, в Северной Италии, на границе Ломбардии и Пьемонта, однако большую часть жизни провел за пределами Италии. В 1060 году Ансельм стал монахом Бекского монастыря в Нормандии, а в 1078 году — аббатом этого же монастыря. В 1093 году он был назначен архиепископом Кентерберийским — высшим иерархом английской церкви. Несмотря на преклонный возраст, Ансельм повел непримиримую борьбу с королями Англии за независимость церковной власти от светской, в чем немало преуспел. Другой известный итальянский теолог Петр Ломбардский (ок. 1100—1160) долгие годы преподавал богословие в Парижском университете. Его главный труд «Сентенции» — первый и наиболее авторитетный вплоть до начала XVI века свод католического богословия. Вспомним знаменитого итальянского проповедника Франциска Ассизского (ок. 1182—1226). Родился он в небольшом городке Ассизи в Центральной Италии. В 1209 году основал орден нищенствующих монахов — францисканцев. Ободренный успехом своей проповеди, Франциск решил перенести ее и в соседние страны. Францисканство стало быстро распространяться в Западной Европе. Сам же Франциск в 1219 году отправился в Египет, где в это время отряд крестоносцев осаждал укрепленный город Дамиетту. Эта поездка на мусульманский Восток была знаменательным событием. До Франциска монахи лишь возбуждали благочестивое рвение христиан против неверных и посылали толпы крестоносцев для их истребления. Идти к ним не с мечом, а с Евангелием значило проявить немалое личное мужество, стать выше страстей своего века. Против ожидания, египетский султан принял Франциска очень любезно, несколько раз беседовал с ним, проявив при этом хорошее знание Ветхого Завета, а потом отпустил, не причинив вреда. На обратном пути Франциск еще посетил мусульманскую Сирию, откуда вернулся в Италию. В 1228 году через два года после смерти Франциск Ассизский был канонизирован. Францисканский монах Джованни дель Плано Карпини (ок. 1181 —1252) возглавил дипломатическую миссию, направленную Папой Римским Иннокентием IV в Монголию. Он и его спутники стали первыми европейцами, достигшими столицы Монгольской империи — Каракорума (1246 год). Через несколько лет в этих же краях побывал знаменитый итальянец Марко Поло (ок. 1254—1324). Впрочем, краткие жизнеописания выдающихся итальянских путешественников и мореплавателей читатель найдет в специальном разделе «Путешественники и мореплаватели». Одним из первых итальянцев — политических эмигрантов — стал великий Данте Алигьери (1265—1321). В родной Флоренции он был приговорен к смертной казни и последние 20 лет жизни провел в изгнании. Немало странствовал и другой великий итальянский поэт — Франческо Петрарка (1304—1374). В 1333—1337 годах он совершил путешествие во Францию, Фландрию и Германию, во время которого обнаружил ряд неизвестных в то время античных рукописей. Затем Петрарка несколько лет жил во Франции, близ Авиньона, где были написаны многие из его лучших стихотворений, посвященных Лауре. Не забудем упомянуть в этом очерке и имя великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452— 1519). На склоне лет, в 1517 году, он переехал во Францию по приглашению короля Франциска I. Два года спустя Леонардо да Винчи скончался в замке Клу близ Амбуаза. Итальянский писатель XVI века Маттео Банделло (ок. 1485—1561) известен как автор многочисленных новелл, одна из которых послужила источником для трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». В годы борьбы Испании и Франции за господство на Апеннинском полуострове Банделло решительно стал на сторону последней. После сражения при Павии (1525), закончившегося разгромом французской армии, он был вынужден эмигрировать во Францию, где прожил всю оставшуюся жизнь. В 1550 году французский король Генрих II сделал его епископом Ажана. Немало времени провел за границей выдающийся итальянский политический мыслитель, историк и писатель, флорентиец Никколо Макиавелли (1469—1527). В течение 14 лет (1498—1512) он выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с дипломатическими посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций. В 1513 году был создан трактат «Государь», обессмертивший его имя. Нелегкая участь выпала на долю итальянского ученого и кардинала Иерони-ма Алеандера (1480—1542). В качестве папского нунция в Германии он без особых успехов боролся с набиравшей силу Реформацией. А в свободное время составил и издал греко-латинский словарь и грамматику греческого языка, не утратившие своей ценности и в настоящее время. Около 30 лет (с 1652 года) проработал в Праге при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II художник из Милана Джузеппе Арчим-больдо (ок. 1527—1593). Его глубоко оригинальное творчество обрело новую популярность в XX веке в связи с развитием сюрреализма. В 1592 году живописец вернулся на родину, где вскоре умер. Трагична судьба великого итальянского философа и ученого Джордано Бруно (1548—1600). Преследуемый католической церковью за свои взгляды, Джордано Бруно вынужден был покинуть Италию. Он жил и преподавал в Швейцарии, Франции, Англии, Германии, однако везде подвергался травле со стороны властей и церкви (в том числе и протестантской) за свое свободомыслие. Круг замкнулся в 1592 году, когда Бруно вернулся в Италию. По обвинению в ереси он был заключен в тюрьму, где провел долгие 8 лет, но не отрекся от своих взглядов. 17 февраля 1600 года ученый был сожжен на площади Цветов в Риме. Менее известно имя итальянского философа и мыслителя Джулио Чезаре Ванини (1585—1619), но не менее трагична его судьба. Родился Ванини в Неаполе, а философское образование получил в Сорбонне. В Париже он написал две прославивших его книги — «Амфитеатр» и «Диалоги», в которых критиковал основы христианской веры с позиций пантеизма и даже атеизма. Церковью было вынесено решение о сожжении книг, а сам Ванини в 1617 году бежал в Тулузу, где скрывался под псевдонимом Лючилио. Известна легенда, что в одном из писем Папе Римскому Ванини угрожал за три дня подорвать все устои христианской веры. Возможно, кстати, что такое письмо-памфлет действительно было написано. В Тулузе Ванини жил уединенно, но постепенно завел знакомства, начал преподавать медицину, философию и теологию широкому кругу местной молодежи. Не удивительно, что вскоре он был предан и осенью 1618 года арестован. Современник этих событий писал: «Будучи схвачен и допрошен, он продолжал утверждать, что придерживается правильного учения». Суд Тулузы приговорил ученого к смертной казни, и Ванини был сожжен на костре. Долгие 27 лет провел в тюрьмах выдающийся итальянский гуманист, философ и поэт Томмазо Кампанелла (1568—1639). В заточении он написал множество сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия «Город Солнца». Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями Папу Римского Урбана VIII, Кампанелла смог получить освобождение. Однако вскоре, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла вынужден был бежать во Францию. Там, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, он издал многие из своих старых сочинений и написал новые политические трактаты с призывами к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета. Вспомним итальянского богослова Ле-лио Соццини (1525—1562), перешедшего в протестантизм. Он был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Его теологические сочинения определили антитрини-тарные (то есть отвергающие христианский догмат о Троице) воззрения его племянника Фаусто Соццини (1537— 1604). Последний также эмигрировал в Швейцарию, а затем — в Польшу, где соццинианство получило широкое распространение. Итальянец по рождению, герцог Пармы и Пьяченцы Александр Фарнезе (1545— 1592) вошел в историю как выдающийся испанский полководец. Он занимал высокую должность наместника испанского короля в Нидерландах, где вел борьбу с Нидерландской революцией и вернул под власть Испании большую часть Южных Нидерландов. Итальянец Юлий Цезарь (Жюль Сезар) Скалигер (1484—1558) известен как крупный французский филолог, критик и поэт эпохи Возрождения. Писал он на латинском языке. Обоснованный им закон о трех единствах впоследствии лег в основу нормативной эстетики классицизма (трактат «Поэтика, 1561). Более известно имя его сына, Жозефа Жюста Скалигера (1540—1609). Гугенот по вероисповеданию, он принимал активное участие в религиозных войнах во Франции, пережил Варфоломеевскую ночь. В 1593 году был вынужден эмигрировать в Лейден (Нидерланды). Ж. Ж. Скалигер заложил основы нидерландского языкознания, в трактате «Рассуждение о европейских языках» (1599) одним из первых исследовал языковое родство индоевропейских языков. Он также стоял у истоков научной хронологии, разработал систему унификации летоисчисления. Кстати, именно Ж. Ж. Скалигера известный российский ученый Н. Т. Фоменко упрекает в едва ли не умышленном искажении хронологии. Вспомним двух знаменитых флорентийских дам из семейства Медичи, чьи имена навеки вписаны в историю Франции — Екатерину и Марию Медичи. Екатерина Медичи (1519—1589), французская королева с 1547 года, жена Генриха II. В значительной мере определяла государственную политику Франции в период правления своих сыновей: Франциска II (1559—1560), Карла IX (1560— 1574), Генриха III (1574—1589). Одна из организаторов Варфоломеевской ночи (1572). Мария Медичи (1573—1642), французская королева с 1600 года, жена Генриха IV(1553—1610), мать Людовика XIII (1601 —1643). Кстати, считается, что она принесла мужу-королю самое большое приданое за всю историю Франции. В 1610 году после убийства Генриха IV Мария Медичи стала регентом Франции при малолетнем Людовике. В 1614 г. ее регентство формально закончилось, но все важные вопросы продолжала решать Мария Медичи, а точнее ее фавориты (итальянцы по национальности) — камеристка королевы Леонора Галигаи и ее супруг, красавец-авантюрист Кончини, получивший звание маршала д'Анкра и титул маркиза. Юный Людовик XIII ненавидел чету Кончини за пренебрежение, с которым они относились к нему в детстве, кроме того, он подозревал фаворитов (возможно, и небезосновательно) в причастности к убийству его отца Генриха IV. В результате в апреле 1617 года Кончини был убит, а позже в этом же году была казнена Леонора Галигаи. В этих событиях активное участие принимал будущий кардинал, а тогда епископ Арман дю Плесси Ришелье. Не прошло и тридцати лет, как история повторилась. В 1642 году умирает кардинал Ришелье, а в следующем году Людовик XIII. Его жена Анна Австрийская становится регентшей при малолетнем сыне Людовике XIV (1638—1715). И вновь фактическим правителем Франции становится итальянец, фаворит Анны Австрийской, кардинал Джулио Мазарини (1602—1661). На этом сходство заканчивается и начинаются различия. Деятельность Мазарини в должности первого министра Франции (с 1643) большинство историков расценивает как весьма успешную. Он вел борьбу с Фрондой, осуществил ряд экономических преобразований и добился политической гегемонии Франции в Европе. От сильных мира сего вернемся к ученым. Выдающийся итальянский ученыйастроном Джованни Доменико (Жан Доминик) Кассини (1625—1712) был приглашен на работу во Францию. Там он открыл вращение Юпитера (1665), Марса (1666), четыре спутника Сатурна, деление кольца Сатурна на внутреннее и внешнее, стал первым директором Парижской обсерватории (1669). Его сын Жак Кассини (1677—1756) также стал астрономом и возглавил Парижскую обсерваторию после смерти отца. Если уж говорить об итальянцах за границей, то нельзя не упомянуть такую яркую личность, как граф ди Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо) (1743—1795). В молодости он странствовал по Востоку (Греция, Египет, Персия и др.), где получил некоторые знания по алхимии, стал искусным иллюзионистом. Вернувшись в Европу, путешествовал по многим странам, в том числе по России, называя себя посвященным в тайны оккультизма. Объявлял себя масоном высокой ступени. В 1785—1786 годах в Париже оказался причастным к грандиозному скандалу, известному как дело об «Ожерелье королевы» и сыгравшему большую роль в предреволюционной дискредитации королевской семьи; был заключен в Бастилию. В 1789 году в Риме был осужден судом инквизиции за ересь, колдовство, масонство, заключен в крепость, где и умер. Оставил записки, подлинность которых признается далеко не всеми исследователями. Немало странствовал по Европе другой знаменитый итальянец, одна из самых примечательных личностей XVIII века, — Джованни Джакомо Казанова (1725— 1798). Достоверно известно, что он бывал в Санкт-Петербурге, Варшаве, Берлине, Вене, долгое время жил в Париже, а скончался в замке графа Вальдштайна на севере Чехии. Казанова оставил после себя ряд исторических сочинений, фантастический роман «Иксамерон» (1788), а также знаменитые «Мемуары» (т. 1—12, написаны в 1791—1798 гг., на французском языке, опубликованы в 1822— 1828 гг.). Вообще, можно сказать, что в XVIII— XIX вв. Италия, страна, которой не было на европейской карте до 1871 года (!), «завоевывает» Европу. Итальянские художники, скульпторы, архитекторы, композиторы, музыканты, певцы, актеры, балерины работают по всей Европе — от Стокгольма до Лиссабона, от Лондона до Санкт-Петербурга. Великие и не очень, они внесли поистине неоценимый вклад в европейскую культуру. Многие из них остались жить в тех странах, куда их забросила судьба. Немало скитался по свету итальянский врач Франческо Антоммарки (1780— 1838). Он стал врачом Наполеона Бонапарта на острове Святой Елены. Констатировал его смерть и проводил вскрытие. Уже тогда смерть Наполеона вызвала ряд вопросов, ответы на которые не получены до сих пор. Затем Антоммарки вернулся в Европу, посетил вдову и мать Наполеона. В 1825 году он опубликовал «Мемуары». Затем работал на Кубе, где и умер от желтой лихорадки. Великий итальянский композитор Джо-аккино Россини (1792—1868), с чьим творчеством связан расцвет итальянской оперы XIX века, в 1824 году обосновался в Париже. Он получил должность «директора придворной музыки и генерального инспектора пения». В 1829 году композитор создал свое последнее крупное произведение — героико-романтическую оперу «Вильгельм Телль». Июльская революция 1830 года лишила композитора всех занимаемых им в Париже должностей. Россини отошел от активной творческой деятельности и оставшиеся ему 38 лет жизни провел в праздности, живя попеременно то во Франции, то в Италии. Скончался композитор в небольшом городке Пасси возле Парижа. Его прах был перевезен в Италию и захоронен в пантеоне Санта-Кроче во Флоренции близ могил Микеланджело и Галилея. XIX век — время борьбы итальянского народа за национальное освобождение. Поэтому будет справедливо сказать несколько слов о политиках. Так, известный итальянский религиозный философ, публицист и государственный деятель Винченцо Джоберти (1801—1852) в 1833 году был изгнан из Пьемонта. Жил во Франции и в Бельгии. Выдвинутая им программа национального возрождения, религиозного и философского обновления была с энтузиазмом встречена в Италии, несмотря на запрет его сочинений в стране. Всем известно имя Джхзеппе Гарибальди (1807—1882), народного героя I Палии, пламенного революционера, одного из вождей Итальянской революции 1848— 1849 и 1859—1860 годов. Но далеко не все знают, что едва ли не треть своей долгой жизни Гарибальди провел за границами Италии. В молодости он более десяти лет принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке, попал в плен, сидел в аргентинской тюрьме. В 1850-е годы побывал в Северной Африке и Соединенных Штатах. В 1862 году Гарибальди посетил Лондон, гл^. к слову сказать, встречался с Герценом. А во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах сражался добровольцем на стороне Франции. В январе 1871 он разбил прусские войска в битве при Дижоне и был избран депутатом Национального собрания Франции, но отказался от мандата и вернулся в Италию. Такая вот интересная судьба. Деятельность Дж. Гарибальди и других революционеров предопределила победу итальянского народа в борьбе за независимость и объединение страны. В 1871 году Рим был провозглашен столицей объединенной Италии. Создание итальянского национального государства было завершено, началась новая эпоха в истории страны. По иронии судьбы именно в это время начинается массовая эмиграция итальянцев. Если до середины XIX века имели место буквально единичные случаи эмиграции, то уже в 1870-е годы десятки тысяч эмигрантов покинули страну. Наступило время сказать об этом феномене. Исследование социальных и экономических причин такого сложного явления, как итальянская эмиграция, выходит далеко за пределы этого очерка. Мы лишь приведем ряд цифр и фактов, которые говорят сами за себя. Достоверная статистика существует лишь с конца XIX века, и в этот же период наблюдается бурный рост числа эмигрантов. Так, в 1880 году всего эмигрировало за пределы Италии 120 тыс. человек, в 1890 — 217 тысяч, в 1900 — 353 тысяч, в 1910 — 650 тысяч, а в 1913 году число эмигрантов доходит уже до 900 тысяч. А вот социальный состав эмиграции: 32% — крестьяне, 30% — поденщики и неквалифицированные рабочие, 12% — индустриальные рабочие, 13% — строительные рабочие и еще 13% — коммерсанты и лица свободных профессий. Таким образом, мы видим, что подавляющее число эмигрантов — это беднейшие слои населения. Эмигрировали преимущественно мужчины, и это обстоятельство существенно изменило за три десятилетия численное соотношение мужчин и женщин в Италии. Большие колонии итальянских эмигрантов образовались в Северной Африке — в Тунисе, Египте, на территории современной Ливии. Значительный поток эмигрантов из Италии направлялся в ЮЖНУЮ Америку — Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию. Однако подавляющее большинство эмигрантов (по некоторым данным, до 80%) осело в США. Всего до начала Первой мировой войны из Италии уехало около 5 миллионов человек! Даже если учесть, что около 2 миллионов эмигрантов вернулось на родину, все равно цифры впечатляют. Считается, что по количеству эмигрантов Италия занимает первое место среди стран мира. Возвращаясь к эмиграции итальянцев в США, отметим, что она была столь массовой и имела такие важные последствия для обеих стран, что мы позволили себе выделить этот вопрос в отдельный раздел.