Группа "Палата Общин"


Правила парламентской процедуры

В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные принципы внутренней организации палаты общин. Правила процедуры не кодифицированы и содержатся не в одном документе, а в различных источниках (“практика” парламента, постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы). Основной источник парламентской процедуры в настоящее время — постоянные правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в обычном порядке. Их действие продолжается и после окончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством голосов. Помимо постоянных палата принимает сессионные правила, срок действия которых ограничен временем сессии, на которой они были приняты. Цель сессионных правил обычно состоит в том, чтобы предоставить преимущество какому-либо делу, подлежащему обсуждению и решению на данной сессии. Палата может также принять правило ad hoc в связи с рассмотрением какого-либо отдельного дела. Решения спикера образуют современную прецедентную форму установления правил парламентской процедуры. Обычно эти решения выносятся в порядке толкования спикером уже существующих правил. Вследствие противоречивости норм процедуры это право имеет огромное значение. Право спикера создавать новые правила парламентской процедуры является дискреционным. Организация парламентских сессий и заседаний палаты общин. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королевской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра. Срок полномочий парламента одного созыва равен пяти годам. Парламент может быть распущен досрочно. Парламентские сессии созываются ежегодно. Основные категории дел и порядок их рассмотрения. Правительство контролирует распорядок работы палаты общин. План каждой будущей сессии разрабатывается премьер-министром в сотрудничестве с кабинетом. Более детально он дорабатывается главным “кнутом” правительства и лидером палаты общин. Все дела, рассматриваемые палатой, подразделены правилами процедуры на несколько категорий. С этой классификацией связана жесткая регламентация времени, определяющая порядок рассмотрения дел. Каждое дело может быть внесено и рассмотрено в строго определенное время. Порядок рассмотрения вопросов в палате строится в соответствии с делением палаты на правительственное большинство и оппозицию. По правительственным делам сначала выступает министр, затем “переднескамеечник” оппозиции, а потом слово предоставляется депутатам большинства и меньшинства. По делам оппозиции сначала выступает представитель оппозиции, затем — правительства и потом слово получают другие депутаты. Депутат может выступать в прениях только один раз. Продолжительность выступления не ограничена, но спикер может объявить, что время выступления не должно превышать 10 мин. Решение палаты по предложению или законопроекту объявляется спикером. Если оно оспаривается депутатами, спикер распоряжается о проведении голосования. Голосование в палате общин открытое. Депутаты, голосующие за предложение или законопроект, собираются по правую руку от спикера, против — по левую. Они сообщают свое имя клерку, когда проходят мимо него. Результаты голосования объявляются спикером. Решения принимаются простым большинством голосов. В британском парламенте отсутствует требование квалифицированного большинства. Не существует также требования кворума. Если в голосовании принимает участие меньше 40 депутатов, то рассматриваемый вопрос переносится на следующее заседание.