Группа "Палата Общин"


Организация комитетов в палате общин

В палате общин имеются постоянные, специальные, сессионные комитеты. Образуются также объединенные комитеты обеих палат парламента. Постоянные комитеты создаются в начале работы парламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение — постатейное рассмотрение биллей. Не существует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Название комитета — “постоянный” — может ввести в заблуждение, ибо эти комитеты каждый раз создаются заново для рассмотрения конкретного билля и после выполнения своей задачи распускаются. Комитеты именуются условно — А, В, С, Д и не специализируются по каким-либо вопросам. Единственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, — это Большой Шотландский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирландский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению биллей частных членов. Комитет по отбору образуется палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами партий в палате общин. Процедура постоянного комитета та же, что и в комитете всей палаты. Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье. Председатель вправе по своему усмотрению отбирать для обсуждения в комитете те поправки, которые он считает подходящими для этого. В необходимых случаях проводятся голосования. После рассмотрения поправок члены комитета вправе предлагать новые статьи к биллю. Кворум постоянного комитета — 12—15 человек, в зависимости от общего числа членов. Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Специальные комитеты (Select Committees) — второй основной вид комитетов палаты, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов и представления докладов палате. Их члены выбираются комитетом по отбору. Специальные комитеты состоят из 10—15 членов палаты, представляющих все партийные фракции. Существует 14 специальных комитетов, основная задача которых — расследование и проверка деятельности основных министерств. Система комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностранным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговли; транспорту; сельскому хозяйству; занятости; окружающей среде; образованию, науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; валлийским делам. Кроме того, имеются специальные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного. Система специальных комитетов, создающихся в целях контроля за деятельностью министерств, была создана в 1979 г. Реформа эта была расценена лидером палаты общин как самая важная конституционная реформа века. Дело в том, что существовавшая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможности тщательно исследовать правительственную деятельность в отдельных сферах и областях государственного управления, достаточно компетентно судить о деятельности министерств и центральных ведомств, воздействовать на решения, принимаемые аппаратом управления. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, проводящих тщательное расследование правительственной деятельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта. После окончания работы комитет составляет доклад, который представляется палате общин. Сессионные комитеты. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование “сессионных”. К ним принадлежат комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, предоставляемым палате общин; вопросам публикаций и отчетов о дебатах; обслуживанию депутатов. К их числу примыкает комиссия палаты общин, ведающая приемом на работу в постоянный штат палаты. Ее председатель — спикер палаты. Объединенные комитеты (Joint Committees) являются разновидностью специальных комитетов. Они образуются совместно обеими палатами парламента для рассмотрения дел, касающихся равным образом обеих палат. Вопросы, подлежащие обсуждению в комитете, не должны затрагивать политических спорных дел. Объединенные комитеты состоят из равного числа членов каждой палаты. Доклад объединенного комитета представляется обеим палатам. Существуют, в частности, объединенные комитеты по проверке актов делегированного законодательства, по изучению биллей о консолидации законодательства и пр.