Группа "Rammstein"


Играющие с огнем

Источник: Музыкальная газета "Мы постоянно сталкиваемся с искусством провокации, сами же эксплуатируем провокацию в искусстве". "Flake" Lorenz (клавишные, Rammstein) "Сумасшествие - всего лишь тоненький мостик между разумом и инстинктами..." ("Du riechst so gut", Rammstein) В музыкальном плане они связываются с сегодняшней Германией настолько е естественно, как Carl Orff, DAF или техно, что касается их "экстремальной поэзии", "пробившей" тевтонские сердца целой нации, то она впитала в себя дух и мистику "страшных сказок" Лафкравта, загадочность и двусмысленность Эдгара По, прямоту и эксгибиционизм маркиза де Сада. Музыкальные темы RAMMSTEIN используются в рекламных роликах, о них пишут громадные статьи авторитетные музыкальные журналы и даже такие "общественно-политические" монстры, как "Spiegel" и "Stern", не считая также многочисленные фанзины или чтиво для подростков типа "Bravo". Они успели засветиться в совместных турах с RAMONES, PROJEKT PITCHFORK, CLAWFINGER, ESKIMOS & EGYPT и KMFDM. "Новые немецкие герои" по своей популярности в Германии могут сравниться лишь, пожалуй, с "сахарными" BACKSTREET BOYS, по отношению к которым они действительно могут показаться "плохими мальчиками". Первоначально RAMMSTEIN был всего лишь побочным проектом музыкантов, зарабатывающих свой хлеб в таких группах, как DAS ELEGANTE CHAOS (предшественники DAS AUGE GOTTES) и INCHTABOKATABLES. Гитарист Paul Landers и клавишник Christian Lorenz еще до объединения Германии сделали себе имя в восточных землях, играя в FEELING В, которая являлась одной из первых восточно-немецких punk-банд, сумевших выпустить в то время диск. В свое время они игнорировали типичный для соцлагеря образ жизни и существовали в "нишах", варились в "собственном соку". Основу группы поначалу составляли Till Lindemann (к слову, бывший вице-чемпион Европы по плаванию), Richard Z. Kruspe, Christoph Schneider. Позже к ним присоединились Paul Landers, "Flake" Lorenz и Oliver Riedel, после того как летом 1993 года, еще без названия, троица выиграла на Берлинском городском рок-фестивале свое первоe право на запись в профессиональной студии. Но со временем из проекта выросло то, что мы знаем сегодня как RAMMSTEIN. Так случилось, что вместе с образованием группы у ее членов нарушились все прежние дружеские и партнерские отношения, что вылилось в своего род а имманентную ярость дебюта 1995 года "Herzeleid", выпущенного на Motor Music GmbH. RAMMSTEIN представляет собой, и это постоянно подчеркивают его участники, единое целое, если кто-то выпадает из "обоймы" - разряжается весь "револьвер". Группа явилась своего рода вентилем для идей, которые не могли быть осуществлены в прежних проектах музыкантов. Не будучи новичками в музыке, они зазвучали свежо, тяжело и танцевально, как это ни странно, объединив в себе мощный кинетический заряд энергии, одинаково бьющий по вам как своей музыкой, так и текстами, написанными совершенно прямым языком, панор амно и сурово бомбардируя своей откровенностью головы обывателей. Смесь из "жестких" гитар, программируемых битов и метал-элементов вкупе с холодным мужским вокалом сами музыканты описывают как "tanz-метал".После невероятного успеха в Германии альбома 1997 года "Sehnsucht" (сразу номер 1 в немецком album-чарте), благодаря Дэвиду Линчу и его "Lost Highway", группа привлекла фэнов в Штатах, чему не в малой степени способствовал и совместный тур с KMFDM. Часть II "drang nach wild west" - наступления на "дикий запад" началась в этом году - последний альбом RAMMSTEIN лицензируется на SLASH Records (лейбл FAITH NO MORE, KMFDM). Некоторые считают их скандальными, некоторые - брутальными или женоненавистниками, другие восхищаются их action-видео и их драматическими "пламенными шоу", во время которых фронтмэн группы Till Lindemann кроме всего прочего появляется на сцене в пылающем плаще из огнеупорной ткани (на их шоу работает целая пиротехническая фирма). Да и само название rруппы вызывает неоднозначные чувства, так как оно напоминает о месте чудовищной катастрофы 1988 года на базе NATO в местечке Rammstein (федеральная земля Рейнланд-Пфальц): во время демонстрационного полета в толпу зевак упал самолет и унес с собой 70 жизней. Хотя сами музыканты название группы связывают просто с "таранным камнем (болванкой)" (пер. с немецкого). Till Lindemann: "Название отражает силу и мощь, оно не имеет ничего общего с этой ужасной катастрофой, просто совпадение. В то время мы в ГДР даже не знали об этом случае. Узнали же намного позже, когда об этом нас стали постоянно спрашивать журна листы". Последние из-за их тоталитарного пафоса пытались навесить на RAMMSTEIN ярлык "правых", якобы те с удовольствием посещают концерты группы. Но, как считает Till: "...люди сначала должны все хорошо обдумать и посмотреть дальше того, что они хотят увидеть, прежде чем выносить приговор. Во время футбольного матча, что является всего лишь игрой, всегда найдется 20 хулиганов, из-за которых весь шум и гам. И это черной тенью ложится на весь мир спорта. В чем виноваты футболисты и зрители, если пара безмозглых пытается все смешать с грязью? То же самое и с музыкой. Мы не можем контролировать, кто приходит к нам на концерты. Нет еще такого "удостоверения л ичнос ти", в котором бы стояло, что кто-то является "правым". Если бы это было возможно, то на все сто процентов эти люди не попали бы на концерт. Но сегодня по кому-либо трудно определить это, фаны EBM (electro body music) выглядят частично как "бритоголовые " и наоборот". Их музыка, содержание текстов, имидж во многом противоречивы. Во время своих мрачных, "огненных" концертов они являют собой воплощение группы маниакальных пироманов - этакой смеси стали, пота и пламени. "Человек горит", - любят повторять ребята из RAMMSTEIN. И они действительно "горят", как в прямом, так и в переносном смысле. Горят от того, когда видят в самом "гуманном" существе его черные, "животные" проявления, как в песне "Зверь" ("Tier"): "Что делает человек, которого нельзя отличить от зверя? Он пойдет к своей дочери, которая прекрасна и молода, и как собака вцепится в нее своим мясом и кровью. Что ты делаешь? Что ты чувствуешь? Кто ты? Всего лишь зверь".Когда вокалиста и автора текстов Тилля Линдеманна спросили, что они вкладывали в эти слова, он ответил: "Животные спариваются друг с другом, и в этом нет инцеста в нашем человеческом понимании, любая самка после "этого" у животных не становится больной. Но маленькая девочка, которой отец говорит, что она держит неправильно столовый прибор или получила плохую оценку в школе, становится психически больной, если этот "отец" ее насилует. Если кто-то измывается над детьми, это противно, но если кто-либо ночью крадетс в комнату к собственной дочери, то у меня в голове лишь одно: "Ты же зверь". Не понимая двусмысленности многих текстов RAMMSTEIN, некоторые критики приписывают им ненормальный скандальный потенциал. Да, они во многом наглядны, символичны, иногда даже поэтичны, но большей частью уже в своих названиях провокативны. Команда очень много играет с огнем, как в метафорическм смысле, так и в самом прямом - на сцене. Никто не может объяснить это "кокетство со злом" - в песнях много крови, много перверсий-инцест, педофилия, вообще насилие - вот круг их немногих тем. Если сравнивать тексты их песен, например, с американским рэпом, где чаще всего речь идет о гетто, насилии, наркотиках и сексе, то у RAMMSTEIN они более лиричны. Они более ассоциативны и должны всегда интерпретироваться . Название последнего альбома "Sehnsucht" - "тоска", звучит даже романтично. Тоска прячется часто, как насекомое, в самых темных потаенных уголках. То же самое и с людьми. Иногда через тьму прорывается свет, это может быть даже настоящее пламя - "огонь очищает", поэтому "человек горит". "Flake" Lorenz (Keyboards): "Мы выбрали название альбома, так как тема "Sucht" (мания, неудержимое влечение - пер. с немецкого), которая прячется и в слове "Sehusucht" (тоска), - красной нитью проходит через весь альбом: "Eifersucht" (ревность), "Kokain-sucht", "Todessucht" (жажда смерти). И не так уж это романтично, как может показаться на первый взгляд". Больше всего это подтверждает трек "Klavier" (рояль), речь в котором идет о мыслях и чувствах киллера перед преступлением, невидимо витает полет хичкоковского "Psycho". Till Lindermann: "Klavier - моя любимая песня на этом альбоме. Речь идет о страсти и безумии одного убийцы. Над текстом я работал два года. Все началось с безобидного романтического стихотворения о любви к учительнице игры на рояле и развилось затем в гротеск и сюрреализм". "Buck Dich" (наклонись...) - на самом деле речь идет о неспособности человека по-настоящему любить другого. "Инспирировал меня к написанию этой песни один фильм, который потряс до глубины души. Если кратко: один "мешок с деньгами" пробует испытать полное удовлетворение от всего, что в какой-то мере касалось бы темы секса. Конечно же безуспешно, так как то единственное, что действительно наполняет человека, а именно - любить и быть любимым - он не получает в готовом виде за свои же деньги". "Bestrafe Mich" (накажи меня) - обвиняют в дешевом садомазохизме, хотя речь идет об отношениях человека к богу: "Твои размеры делают меня маленьким, ты можешь меня наказать. Господь бог берет, господь бог дает, только тому, кого он любит. Накажи меня". Till: "Я, впрочем, не думаю, что бог существует. Если он есть и действительно позволяет существовать нищете и всем несчастьям на земле, то он спокойно должен наказать меня вместе со многими другими страдающими. Такому богу я никогда бы не стал молиться. Я не верю в бога, но верю в судьбу. Судьба - это все, что происходит со мной и вокруг меня, это как весна, лето, осень и зима - со своими изменениями: все как и всегда, но каждый раз по-новому. Если бы я верил в бога, то передо мной сейчас бы была личность, которой я или был бы тотально благодарен или перед которой бы каялся в своих грехах. Но все мои грехи во мне самом, я знаю свою психику и свое тело. Все, что со мной происходит, я называю - судьба". Кстати, очень интересен ответ "человека огня" на вопрос, верит ли он в случай: "Меньше, чем в судьбу. Судьба - это красивая плоская ладонь, а случай - всего лишь маленькое одетое кольцо, оно есть или его нет - для руки это не важно". Очень глубокомысленно и по-философски звучит песня " Mann" (старик) - ода старости, жизненному опыту и непреходящей ценности вечных истин: "Твоим зеркалом должна быть вода. Только если она будет спокойна, в ее отражении ты сможешь увидеть, сколько сказок тебе еще осталось пережить.. ." Мы остановились лишь на некоторых "сказках" из последнего альбома RAMMSTEIN, а сколько осталось пережить их нам? Время покажет. Ни одна немецкая группа не может сравниться с RAMMSTEIN по харизме и своеобразии их live-выступлений - никто не выносит на сцену такое количество спецэффектов и столько action, как они. "Мы испытываем удовольствие от скрежета и огня", - объясняет гитарист Richard Z. Kruspe. "Сначала мы хотели просто играть жесткую, громкую музыку, как METALLICA. Но мы выглядели какими-то неброскими, так как не настолько привлекательны, как, например, американские рокеры. Поэтому мы стали применять на сцене спецэффекты, и наш стиль не выдуман, он развивался сам из себя". Музыканты шокируют зрителей своими обнаженными телами или слегка прикрывающими торс грязными майками а-ля Брюс Уиллис в своих "крепких орешках". Это шоу, и оно продается, и продается хорошо, а главное быстро - за полтора года дебютный альбом "Herzeleid" добился золотого статуса и не вылазил из ТОР-10 немецкоговорящих чартов. Дэвид Линч, выбрав две вещи ("Heirate Mich" и "Rammstein") для саундтрека своего уже ставшего культовым фильмом "Lost Highway", невольно возбудил интерес заокеанской публики к наследникам тевтонов. История с попаданием в фильм Линча банально проста. "Огнеупорные" RAMMSTEIN разослали свои CD с дебютным альбомом многочисленным фаворитам (Линч, Тарантино, Карпентер, Ридли Скотт) в надежде, что кто-либо из них согласится снять для них видеоклип. Через два месяца ответил Дэвид Линч, ему, и особенно его жене, альбом понравился, и он попросил две песни для своего фильма. Ну, а "обнаженными телами" заинтерес овались берлинские дизайнеры Ray-ban и Hugo Boss. Как видите, все продается. Но чтобы заломить цену "покруче" сегодня просто уметь делать музыку недостаточно. Till Lindemann: "Мы провоцируем, так как это необходимо. Запретный плод вызывает большее возбуждение, более сильные чувства". Часто это находится на границе хорошего вкуса. Во время исполнения "Buck Dich" фронтмэн Till возится на сцене с резиновым пенисом, во время "Bestrafe Mich" - хлещет сам себя плетью. Хотя следует признать, что эти шоу-эффекты не острее и не скандальнее, чем, например, выступления Marylin Manson, который на концертах уже начал полосовать тело осколками стекла. Шок-эффекты у heavy-групп имеют свои традиции: Alice Cooper задействовал во время своих horror-party даже желатин в огромных количествах, STONES возились на сцене с огромным надувным пенисом, KISS, которые на сцене глотали огонь и кровь, недавно отпраздновали по всему миру свое возвращение своими Monster-show. Till: "Мы никого не копируем и нас не могут просто так взять и засунуть на какую-либо "стилистическую" полку. Мы не любим татуировки, у нас нет скейтбордов или длинных волос. Поэтому многие пытаются вынести нам свой приговор, не видя дальше собственного носа". В настоящее время "проповедники апокалипсиса" все свои деньги вкладывают в работу, в свои live-гиги: "Мы не хотим быть однодневками. Есть "Терминатор-1", есть "Терминатор-2" - эффекты становятся все круче и многочисленнее, как при плавании на сто метров вольным стилем: когда-то были рады, если выплывали из одной минуты, сейчас уже - из пятидесяти секунд. Так и наши шоу - они очень дороги и будут еще дороже. Но при этом еще лучше". Поверим на слово и подождем RAMMSTEIN - часть III?. "Восставшие из ада"? А были ли они там? Скорее нет, чем да. Одному дьяволу это известно...